Получи документы

Особенности эмоциональной сферы у младших школьников с нарушениями слуха

Эльза Сунагатуллина
Особенности эмоциональной сферы у младших школьников с нарушениями слуха
▼ Скачать + Заказать документы

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Изучением эмоциональной сферы занимались ученые из разных областей науки. Л. С. Выготский отмечал, что эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка». Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального. Г. М. Бреслав в своем учебном пособии «Психология эмоций» освещает основные направления изучения эмоций и чувств. В пособии приведен анализ природы и функции эмоциональных явлений, который показал удивительное многообразие эмоциональной сферы, к которой относят как ощущения боли и дискомфорта, так и длительные, кратковременные вспышки ярости, способности индивида выражать и понимать собственные состояния и влиять на состояние других людей. Некоторые исследователи считают, что эмоции разрушают и дезорганизуют поведение человека, что они являются основным источником психосоматических заболеваний (Арнольд, Лазарус, Юнг). Другие же авторы, напротив, полагают, что эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения (Изард, Леепер, Моврер, Рапапорт, Шахтель, Томкинс).

Темочки:

По данным исследований В. Петшака, Б. Д. Корсунской, Н. Г. Морозовой у детей с нарушенным слухом наблюдается отставание и своеобразие в развитии речи, которое накладывает отпечаток на формирование у дошкольников сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Сенсорная депривация, отсутствие эмоционального воздействия взрослого на ребёнка через устную речь, приводит к возникновению стойких нарушений коммуникации, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью.

В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов рассматривались проблемы своеобразия эмоционального развития глухих детей, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни, что вызывает трудности социализации детей, их приспособления к обществу, невротические реакции (Е. Ливайн, К. Мидоу, Н. Г. Морозова, В. Ф. Матвеев, В. Петшак и другие).

Познавая окружающую действительность человек тем или иным образом обозначает свое отношение к познаваемым объектам: предметам, окружающим людям, идеям, явлениям, событиям, к своей собственной личности. Это отношение проявляется в форме эмоций.

Эмоция- особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение.

Особую актуальность проблема особенностей развития эмоциональной сферы приобретает для детей с проблемами в развитии. У младших школьников с нарушением слуха процесс развития личности затрудняется из-за недостаточного развития речи, маленького объема знаний, а также из-за ограниченного общения с окружающими. Комплексное изучение особенностей эмоциональной сферы в условиях дизонтогенеза, или аномального развития представляет собой актуальную научную задачу. У детей с нарушением в развитии наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у младших школьников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость. Эмоционально устойчивый человек будет лучше усваивать учебную программу, иметь хорошие отношения с окружающими людьми, лучше адаптироваться в обществе.

Для изучения эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и у детей с развитием в норме было проведено экспериментальное исследование на базе МБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №10 города Челябинска. Экспериментальную группу составили 20 глухих и 20 слабослышащих детей. Контрольную группу составили дети с развитием в норме в количестве 20 человек. Возраст детей составляет от 7-9 лет.

Целью исследовательской работы было выявление особенностей эмоциональной сферы у детей с нарушением слуха, а также у детей развивающихся в норме.

В ходе констатирующего этапа эксперимента были использованы методики:

Методика №1. «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Г. А. Урунтаева,Ю. А. Афонькина).

Цель: выявить особенности восприятия и понимания детьми 3-9 лет эмоционального состояния радости, печали, гнева, страха, удивления-интереса изображенных людей.

Методика №2. Эмоциональная идентификация диагностическая методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Е. И. Изотова).

Цель: выявить зависимость восприятия и понимания детьми разных эмоциональных состояний человека от имеющегося у них запаса знаний и владения соответствующими словесными обозначениями.

Результат нашего исследования показал, что развитие эмоциональной сферы у детей с нарушением слуха отстает от развития данной сферы у детей с развитием в норме. У детей с нарушением слуха активный словарь меньше, чем у детей, развивающихся в норме, тем самым глухим и слабослышащим детям тяжело определять похожие эмоции, имеющих различные наименования. Дети с нарушением слуха часто испытывают отрицательные эмоции, такие как: тревожность, беспокойство, злобу, по сравнению с детьми, развивающимися в норме. Доминирование отрицательных эмоций над положительными приводит к частому переживанию состояний грусти, печали с частым перенапряжением всех систем организма.

Особенности эмоционального развития школьников с нарушениями слуха характеризуются различной степенью выраженности и вариативностью. Наиболее существенными из них являются: ограниченность или отсутствие сведений об эмоциях; затруднения в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка; трудности в вербализации различных эмоциональных состояний, в установлении причинно-следственных связей возникновения эмоций у человека.

Таким образом, проанализировав результаты эксперимента, можно сделать вывод: эмоциональная сфера детей из контрольной группы развивается в соответствии с возрастной нормой. Развитие эмоциональной сферы у детей с нарушением слуха значительно ниже, чем у детей, развивающихся в норме.

Литература.

1. Багрова И. Г., Богданова Т. Г., Большакова Е. А. Сурдопедагогика. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 655 с.

2. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 224 с.

3. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.

4. Речицкая Е. Г. Коррекционно-педагогическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 128 с.

5. Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 248 с.

6. Речицкая, Е. Г., Кулигина, Т. Ю. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом. / Е. Г. Речицкая,ю Т. Ю. Кулигина. // Методическое пособие. – М. : Книголюб, 2006. – 208 с. (Развитие и коррекция.)

7. Грабенко, Т. М. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников : диагностика и коррекция. / Т. М. Грабенко., И. А. Михаленкова. Учебно-методическое пособие. – СПб. : Речь, 2008. – 256 с

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» (3-й год обучения)Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» (3-й год обучения) Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» Цель: Дать знания о том, чем питаются дикие и домашние животные. Задачи:.

Дидактическое пособие по развитию эмоциональной сферы ребёнка «Кукла Даша»Дидактическое пособие по развитию эмоциональной сферы ребёнка «Кукла Даша» Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать окружающий мир. Эмоциональное развитие ребёнка является фундаментом для.

Пособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAMПособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAM Представляю пособия для развития эмоциональной сферы детей, которые для нас смастерили родители наших воспитанников. Цели использования.

Игра на развитие эмоциональной сферы «Кляксы»Игра на развитие эмоциональной сферы «Кляксы» Цель игры:развитие эмоционального интеллекта. Задачи игры:- закреплять понятие о связи цвета и настроения - дать представление о том, что.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Картотека детских этюдов для развития эмоциональной сферыКартотека детских этюдов для развития эмоциональной сферы Цель – развитие эмоциональной сферы. Этюд на выражение удивления. «Фокусник» Девочка (мальчик) очень удивилась: она увидела, как фокусник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности эмоциональной сферы у младших школьников с нарушениями слуха
Опубликовано: 23 октября 2024 в 15:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности эмоциональной сферы у младших школьников с нарушениями слуха» (включая файлы) размещена пользователем Эльза Сунагатуллина (УИ 1354132) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД