Эльза Сунагатуллина
Особенности эмоциональной сферы у младших школьников с нарушениями слуха
▼ Скачать + Заказать документы
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Изучением эмоциональной сферы занимались ученые из разных областей науки. Л. С. Выготский отмечал, что эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка». Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального. Г. М. Бреслав в своем учебном пособии «Психология эмоций» освещает основные направления изучения эмоций и чувств. В пособии приведен анализ природы и функции эмоциональных явлений, который показал удивительное многообразие эмоциональной сферы, к которой относят как ощущения боли и дискомфорта, так и длительные, кратковременные вспышки ярости, способности индивида выражать и понимать собственные состояния и влиять на состояние других людей. Некоторые исследователи считают, что эмоции разрушают и дезорганизуют поведение человека, что они являются основным источником психосоматических заболеваний (Арнольд, Лазарус, Юнг). Другие же авторы, напротив, полагают, что эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения (Изард, Леепер, Моврер, Рапапорт, Шахтель, Томкинс).
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
По данным исследований В. Петшака, Б. Д. Корсунской, Н. Г. Морозовой у детей с нарушенным слухом наблюдается отставание и своеобразие в развитии речи, которое накладывает отпечаток на формирование у дошкольников сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Сенсорная депривация, отсутствие эмоционального воздействия взрослого на ребёнка через устную речь, приводит к возникновению стойких нарушений коммуникации, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью.
В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов рассматривались проблемы своеобразия эмоционального развития глухих детей, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни, что вызывает трудности социализации детей, их приспособления к обществу, невротические реакции (Е. Ливайн, К. Мидоу, Н. Г. Морозова, В. Ф. Матвеев, В. Петшак и другие).
Познавая окружающую действительность человек тем или иным образом обозначает свое отношение к познаваемым объектам: предметам, окружающим людям, идеям, явлениям, событиям, к своей собственной личности. Это отношение проявляется в форме эмоций.
Эмоция- особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение.
Особую актуальность проблема особенностей развития эмоциональной сферы приобретает для детей с проблемами в развитии. У младших школьников с нарушением слуха процесс развития личности затрудняется из-за недостаточного развития речи, маленького объема знаний, а также из-за ограниченного общения с окружающими. Комплексное изучение особенностей эмоциональной сферы в условиях дизонтогенеза, или аномального развития представляет собой актуальную научную задачу. У детей с нарушением в развитии наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у младших школьников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость. Эмоционально устойчивый человек будет лучше усваивать учебную программу, иметь хорошие отношения с окружающими людьми, лучше адаптироваться в обществе.
Для изучения эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и у детей с развитием в норме было проведено экспериментальное исследование на базе МБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №10 города Челябинска. Экспериментальную группу составили 20 глухих и 20 слабослышащих детей. Контрольную группу составили дети с развитием в норме в количестве 20 человек. Возраст детей составляет от 7-9 лет.
Целью исследовательской работы было выявление особенностей эмоциональной сферы у детей с нарушением слуха, а также у детей развивающихся в норме.
В ходе констатирующего этапа эксперимента были использованы методики:
Методика №1. «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Г. А. Урунтаева,Ю. А. Афонькина).
Цель: выявить особенности восприятия и понимания детьми 3-9 лет эмоционального состояния радости, печали, гнева, страха, удивления-интереса изображенных людей.
Методика №2. Эмоциональная идентификация диагностическая методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Е. И. Изотова).
Цель: выявить зависимость восприятия и понимания детьми разных эмоциональных состояний человека от имеющегося у них запаса знаний и владения соответствующими словесными обозначениями.
Результат нашего исследования показал, что развитие эмоциональной сферы у детей с нарушением слуха отстает от развития данной сферы у детей с развитием в норме. У детей с нарушением слуха активный словарь меньше, чем у детей, развивающихся в норме, тем самым глухим и слабослышащим детям тяжело определять похожие эмоции, имеющих различные наименования. Дети с нарушением слуха часто испытывают отрицательные эмоции, такие как: тревожность, беспокойство, злобу, по сравнению с детьми, развивающимися в норме. Доминирование отрицательных эмоций над положительными приводит к частому переживанию состояний грусти, печали с частым перенапряжением всех систем организма.
Особенности эмоционального развития школьников с нарушениями слуха характеризуются различной степенью выраженности и вариативностью. Наиболее существенными из них являются: ограниченность или отсутствие сведений об эмоциях; затруднения в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка; трудности в вербализации различных эмоциональных состояний, в установлении причинно-следственных связей возникновения эмоций у человека.
Таким образом, проанализировав результаты эксперимента, можно сделать вывод: эмоциональная сфера детей из контрольной группы развивается в соответствии с возрастной нормой. Развитие эмоциональной сферы у детей с нарушением слуха значительно ниже, чем у детей, развивающихся в норме.
Литература.
1. Багрова И. Г., Богданова Т. Г., Большакова Е. А. Сурдопедагогика. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 655 с.
2. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 224 с.
3. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.
4. Речицкая Е. Г. Коррекционно-педагогическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 128 с.
5. Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 248 с.
6. Речицкая, Е. Г., Кулигина, Т. Ю. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом. / Е. Г. Речицкая,ю Т. Ю. Кулигина. // Методическое пособие. – М. : Книголюб, 2006. – 208 с. (Развитие и коррекция.)
7. Грабенко, Т. М. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников : диагностика и коррекция. / Т. М. Грабенко., И. А. Михаленкова. Учебно-методическое пособие. – СПб. : Речь, 2008. – 256 с