Ольга Шолина
Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
О. Н. Шолина
Педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 45 «Анкудиновский парк» Нижегородской области, Кстовского округа
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
FEATURES OF EMOTIONAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN
Ключевые слова: эмоция, эмоциональное развитие, ребенок, дошкольный возраст, значительный вклад, эмоциональная сфера, общение, познавательная деятельность, школьный возраст, эмоциональная сфера ребенка.
Публикация «Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Keywords : emotion, emotional development, child, preschool age, significant contribution, emotional sphere, communication, cognitive activity, school age, emotional sphere of the child.
Аннотация: в работе анализируются теоретико-методологические основы эмоционального развития детей дошкольного возраста, рассматриваются подходы зарубежных и отечественных психологов к изучению формирования эмоций, выделяются особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста, излагаются основные этапы эмоционального развития ребенка от младенчества до школьного возраста.
Отмечается, что эмоциональное развитие играет ключевую роль в становлении личности ребенка дошкольного возраста. Эмоции на этом этапе становятся более устойчивыми и контролируемыми, развиваются сложные социальные и интеллектуальные переживания.
Акцентируется внимание на тесной взаимосвязи эмоционального развития с различными видами деятельности (игровой, предметно-практической, коммуникативной, а также рассматривается влияние эмоций на формирование мотивации поведения.
Abstract : the paper analyzes the theoretical and methodological foundations of the emotional development of preschool children, examines the approaches of foreign and domestic psychologists to the study of emotion formation, highlights the features of the emotional development of preschool children, outlines the main stages of the emotional development of a child from infancy to school age.
It is noted that emotional development plays a key role in the formation of a preschool child’s personality. Emotions at this stage become more stable and controlled, complex social and intellectual experiences develop.
Attention is focused on the close relationship of emotional development with various types of activities (gaming, subject-practical, communicative, and the influence of emotions on the formation of behavior motivation is also considered.
Эмоции представляют собой особый тип психологических состояний, тесно связанных с потребностями, инстинктами и мотивами человека. Эмоции отражают способ переживания человеком различных чувств, таких как страх, горе или радость, и их значимость для достижения жизненных целей. Они помогают ярко окрашивать мысли, восприятие и деятельность человека. Благодаря накопленному опыту люди довольно глубоко понимают эмоциональные состояния и умеют их анализировать.
Если говорить об эмоциональном развитии ребенка, то оно является одним из важнейших аспектов становления личности ребенка. Эмоции постепенно формируются у ребенка на протяжении всего процесса развития, поэтому их изучение и грамотная коррекция особенно актуальны в дошкольном возрасте.
В зарубежной психологии было собрано много данных и проведено глубокое теоретическое исследование феномена эмоций. После ряда исследований были выдвинуты и применены различные подходы к изучению природы возникновения, внутренней структуры и функций эмоций.
Одним из основателей экспериментальной психологии В. Вундтом, впервые было дано определение эмоциональных явлений. Он рассматривал эмоциональные формы как трехкомпонентные психические процессы (возбуждение, удовольствие, напряжение, имеющие противоположные эмоциональные переживания (успокоение, неудовольствие, разрешение). Другой выдающийся немецкий психолог Титченер усомнился во множественности эмоций, предположив, что их всего две - удовольствие и неудовольствие. Большой вклад внесли разработчики физиологических теорий эмоций : У. Джемс и К. Ланге. Они объясняли эмоции физиологическими изменениями в организме. Однако их представления основывались на неточных физиологических данных. Дж. Уотсон, основоположник бихевиоризма, отверг теорию Джемса-Ланге и рассматривал эмоции как формы поведения. Значительный вклад внесла "таламическая теория" Коннона и Барда, объяснявшая эмоции процессами в ЦНС. Мак-Дауголл рассматривал эмоции как регулятор целенаправленного поведения посредством инстинктов. Одним из ведущих исследователей эмоций был К. Изард, рассматривавший их в тесной связи с познавательной деятельностью человека. Польский психолог Я. Рейковский занимался разработкой теоретической модели эмоций как разновидности процессов психологической регуляции.
Таким образом, зарубежные психологи внесли значительный вклад в исследование и понимание природы и функций эмоциональной сферы человека.
Отечественные психологи также внесли значительный вклад в исследование и понимание феномена эмоций. Были разработаны различные подходы к определению и изучению природы эмоций.
Такие ученые, как Рубинштейн, Леонтьев, Выготский, рассматривали эмоции как особую форму отношения человека к действительности, которая зависит от его деятельности и мотивации. Эмоции выступают как регулятор и отражение этой деятельности.
Ряд психологов, например Веккер и Вилюнас, полагали, что эмоции являются двухкомпонентным отражением объекта эмоции и состояния субъекта. Эмоции отражают как внешний объект, так и внутреннее состояние человека.
Некоторые ученые, как Рубинштейн и Шингаров, рассматривали переживание отношение человека к его окружению как основной аспект эмоций.
Другие, например Якобсон и Фортунатов, акцентировали внимание на активном отношении человека к миру как на ключевом аспекте эмоций. Эмоции относятся к форме отражения реальных отношений человека к значимым объектам.
Также высказывалась точка зрения об эмоциях как форме отражения ценности объекта для субъекта, например у Батуриной.
Отечественные психологи представили разнообразные подходы к исследованию развития эмоций, внесли значительный вклад в теоретическое осмысление этого процесса. Они рассматривают эмоции и чувства как разные явления, различая их по функциям, детерминантам и механизмам.
Эмоции играют огромную роль в жизни ребенка дошкольного возраста, определяя особенности его познавательной деятельности и межличностных отношений. Это важный период становления личности, когда происходит постепенное развитие эмоциональной сферы, которая проходит сложный путь развития от простых рефлексов до богатого внутреннего мира человека. Развитие эмоциональной сферы связано с возрастными особенностями на разных этапах.
Уже с раннего детства можно проследить определенные этапы в становлении эмоциональной составляющей личности.
В младенческом возрасте эмоции носят примитивный характер, тесно связаны с его деятельностью. Именно в процессе различных видов деятельности происходит эмоциональное развитие. Одним из основных видов деятельности на ранних этапах является уходовая деятельность - удовлетворение физиологических потребностей. Основными эмоциями являются радость при получении удовольствия и плач при неудовлетворении нужд. Например, радость может быть связана с игрушкой или общением. Ребенок уже начинает реагировать на эмоции окружающих, благодаря этому происходит общение со взрослыми. Проявляются элементарные нравственные и эстетические чувства.
Эмоции тесно связаны с мотивами и играют важную роль не только в регулировании деятельности, но и в формировании, развитии и активизации мотивов. При определённой организации социально значимой деятельности у ребёнка может возникнуть эмоциональное удовлетворение, преобразующее первоначальные побуждения.
Нельзя не отметить, что общение - это также один из главных аспектов в развитии ребенка. Как любая другая деятельность, общение имеет предмет и объект - другого человека, с которым происходит взаимодействие. При общении ребенок узнает различные качества и особенности характера взрослых.
Подобно любой другой деятельности, общение направлено на удовлетворение определенной потребности. Мотивом для ребенка выступает взрослый, с которым происходит взаимодействие. На протяжении первых семи лет жизни ребенок знакомится с различными сторонами характера взрослого, тем, что больше всего привлекает и побуждает к общению.
В психологии выделяют несколько форм общения ребенка на разных этапах развития. М. И. Лисина описала четыре основных формы: ситуативно-личностную в первые полгода жизни; ситуативно-деловую в 6 месяцев - 2 года, когда общение связано с практическим взаимодействием; внеситуативно-познавательную в 3-5 лет, направленную на узнавание взаимосвязей; внеситуативно-личностную в 6-7 годы, имеющую цели по знанию социального мира.
С рождения малыш познаёт окружающий мир, получая от взрослых, прежде всего родителей, информацию о предметах и явлениях. Взрослые выражают своё отношение к ним, помогая формироваться собственной позиции ребёнка.
Уже в раннем детстве у него складываются свои предпочтения: он выделяет близких людей, к некоторым игрушкам, вещам относится положительно, а к другим - отрицательно.
Познавая окружающий мир, ребёнок усваивает эталоны отношений и ценностей. Иногда собственный мотив деятельности может заменить или сместить мотив, заданный взрослым.
Наряду с эмоциями, связанными с удовлетворением потребностей, у ребёнка возникают чувства, вызванные степенью выполнения им обязанностей и значимостью действий для окружающих.
Эмоции и познавательные процессы тесно связаны, потому что оказывают влияние на формирование друг друга. Воспитание чувств должно способствовать гармоничному развитию личности, для чего необходимо соответствующее соотношение интеллектуального и эмоционального компонентов.
Важную роль при формировании чувств играет практическая деятельность. С её помощью ребёнок понимает ценности и нормы поведения. Уже с первых лет жизни складываются особые ориентировочные действия.
Уже к 3-4 годам у детей начинают складываться первые элементарные эмоции : счастье, грусть, страх. Эмоции в это время имеют конкретно-ситуативный характер и тесно связаны с окружающей действительностью. К 5 годам эмоциональный спектр расширяется, появляются более сложные переживания: зависть, обида, отвращение, застенчивость. Эмоции начинают регулировать поведение и деятельность ребенка. Большое значение имеют интеллектуальные эмоции, сопровождающие познавательную деятельность, ребенок радуется открытиям и творческой деятельности. Своеобразная художественно-конструкторская деятельность способствует развитию эстетических эмоций. Ребенок получает удовольствие от создаваемых им образов.
Постепенно все большее значение приобретает игровая деятельность. В игре ребенок экспериментирует с ролями и ситуациями, что благоприятствует развитию положительных эмоций и эмпатии. Игра стимулирует эмоциональное благополучие.
Значимой для эмоционального развития является предметно-практическая деятельность - взаимодействие с предметами и усвоение действий. Чувство удовольствия или разочарования при удачном и неудачном выполнении действий помогает осознавать свои эмоции.
Эмоциональное отношение к обучению играет важную роль в усвоении знаний. Важным является развитие нравственных эмоций - сочувствия, сопереживания, чувства долга. Они закладывают основу для развития гуманных качеств личности. Эмоции помогают осваивать социальные нормы и правила поведения, адаптироваться в коллективе сверстников. Эмоциональная жизнь дошкольника характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью и неустойчивостью настроения. В этом возрасте значительно развиваются способности к эмпатии, сопереживанию, что способствует становлению морально-волевой сферы личности.
Большое значение имеют коммуникативные виды деятельности - общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Именно здесь формируются первые социальные эмоции.
Общение со сверстниками также имеет свои особенности. Оно более эмоционально насыщено и менее структурировано. Ребенок больше уделяет внимания самовыражению. Выделяют три этапа развития общения : эмоционально-практический в 2-4 года; ситуативно-деловой в 4-6 лет, когда появляются ролевые игры; внеситуативный в 6-7 годы, характеризующийся большей доброжелательностью.
В школьном возрасте происходит дальнейшее созревание чувств. У детей развивается способность к самоконтролю эмоций, сочувствию, эмпатии. Подростки часто испытывают перепады настроения, связанные с изменениями в организме.
Таким образом, эмоциональное развитие, различные виды деятельности играют важную роль на всех этапах онтогенеза ребенка и определяет особенности развития его личности. Актуальной задачей является целенаправленное формирование эмоциональной сферы дошкольников.
В МАДОУ №45 Кстовского района была разработана и реализована авторская программа "Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников". В ней использовались специально подобранные психолого-педагогические методики и игровые формы работы:
- дидактические игры на осознание собственных эмоций и эмоций других людей;
- игры-упражнения на выражение положительных и отрицательных эмоций с помощью мимики и жестов;
- чтение художественной литературы с последующим обсуждением эмоционального состояния героев;
- совместное творчество (рисование, конструирование, театрализация, стимулирующее эмоциональное благополучие.
Была проведена диагностика начального и итогового уровней развития эмоционального интеллекта у 30 детей старшего дошкольного возраста с помощью методики Д. В. Люсина. По результатам исследования было выявлено, что уровень развития эмоционального интеллекта повысился на 30-35% у большинства детей.
Таким образом, целенаправленная работа по развитию эмоциональной сферы позволяет добиться значительных положительных сдвигов и способствует гармоничному развитию личности ребенка.
На основании выполненного анализа можно сформулировать несколько выводов.
Во-первых, эмоциональное развитие является важным компонентом общего психического развития ребенка и играет ключевую роль в становлении его личности. Эмоции сопутствуют ребенку на протяжении всех этапов онтогенеза от младенчества до школьного возраста. Эмоциональная сфера ребенка развивается постепенно, проходя определенные ступени на каждом возрастном этапе. От первичных эмоций радости и плача в младенчестве до более сложных социальных и интеллектуальных эмоций в дошкольном и школьном возрасте.
Во-вторых, развитие эмоций тесно связано с различными видами деятельности ребенка: игровой, предметно-практической, коммуникативной. Именно в процессе деятельности происходит становление эмоциональной сферы. Общение, в том числе со сверстниками и взрослыми, относится к одному из главных условий для формирования эмоций. В процессе взаимодействия с другими людьми у ребенка развиваются социальные и моральные чувства.
В-третьих, эмоции тесно связаны с мотивационной сферой ребенка, влияя на формирование, развитие и активизацию мотивов. Они играют важную роль в регулировании поведения и деятельности.
Таким образом, эмоциональное развитие является фундаментальным компонентом психического развития ребенка на всех ступенях онтогенеза и тесно связано с другими сторонами его развития : познавательной, мотивационной, коммуникативной. Изучение закономерностей эмоционального развития имеет большое значение для понимания особенностей развития личности ребенка.
Литература
1. Basharova A.F. Features of the development of the emotional sphere of older preschoolers / A.F. Basharova // Scientific forum : Pedagogy and psychology : collection of articles based on the materials of the XVIII International scientific and practical conference – M., 2018.- pp. 47-50.
2. Belolutskaya A.K., Gavrilova M.N., Veraxa N.E., Tarasova K.S. Emotional and cognitive development of preschool children : an analysis of research from the standpoint of a structural and dialectical approach // Siberian Psychological Journal. - 2020. -
3. Boyko V.I. Psychological and pedagogical conditions of emotional development of older preschool children / Boyko V.I. // Student and Science (humanitarian cycle) - 2018: materials of the International Student scientific and practical conference.(Magnitogorsk, March 21-23, 2018) – Magnitogorsk, 2018. - pp. 740-744.
4. Danilchenko E.V. Emotional development of preschool children / E.V. Danilchenko // Pedagogical experience : from theory to practice : collection of materials of the III International Scientific and Practical conference / editorial board : O.N. Shirokov [et al.]. - 2017. - p. 164.
5. Dyukareva D.A. Peculiarities of perception of human emotions by preschoolers / D.A. Dyukareva // Value orientations of youth in the conditions of modernization of modern society : collection of scientific works of the All-Russian scientific and practical conference with international with participation./ edited by G.Y. Lizunova. - 2019. - pp. 73-76.
6. Klyuchnikova I.F. Emotional development of preschool children // Pedagogical Council : experience, research, recommendations : collection of materials of the international scientific and practical conference - 2020. - pp. 131-133.
7. Kraychak A.E. Methodological aspects of the development of the emotional sphere of children of younger preschool age through theatrical and gaming activities in the conditions of preschool education / A.E. Kraychak // Science and education : new the time. - 2017. - № 3 (20). - pp. 660-665.
8. Marakushina I.G., Rega E.A. Psychological and pedagogical support of parents as a factor in the development of the emotional world of children / I.G. Marakushina, E.A. Rega // Traditions and innovations in preschool education. - 2018. - No. 5 (8). - pp. 31-33.
9. Pichugina I.V. Development of the emotional sphere of preschool children in the process of communicating with peers / I.V. Pichugina // Traditional national cultural and spiritual values as the foundation of innovative development of Russia. 2017. No. 2 (12). pp. 50-54.
10. Ponomareva I.V. Emotional development of preschool children on holidays and entertainment / I.V. Ponomareva // Questions of preschool pedagogy. - 2017. - No. 2 (8). - pp. 46-48.
11. Smirnova N.N. Features of reflection of various emotions in older preschool children / N.N. Smirnova // The world of science. Pedagogy and psychology. - 2019. - Vol. 7. - No. 6. - pp. 6-15.
12. Solovyova E.A. Theatrical games as a means of developing the emotional sphere of children of middle preschool age / E.A. Solovyova // Student science and the XXI century. - 2018. - No. 2-2. - pp. 376-377.
13. Tuzova O.P. Emotional development of children of middle preschool age as a psychological and pedagogical problem / O.P. Tuzova // Questions of pedagogy. - 2019. - No. 12-1. - p. 259-262.
14. Shilo T.V., Redkova Yu.N. Means and methods of developing the emotional sphere of a child / T.V. Shilo, Yu.N. Redkova // Education : past, present and future : materials of the II International Scientific Conference (Krasnodar, February 2017). — Krasnodar : Novation, 2017. — Pp. 48-51.
1. Башарова А. Ф. Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников / А. Ф. Башарова // Научный форум: Педагогика и психология: сб. статей по материалам XVIII междунар. науч. -практ. конф. – М., 2018.- С. 47-50.
2. Белолуцкая А. К., Гаврилова М. Н., Веракса Н. Е., Тарасова К. С. Эмоциональное и когнитивное развитие детей дошкольного возраста : анализ исследований с позиций структурно-диалектического подхода // Сибирский психологический журнал. - 2020. - No 75. - С. 115-143.
3. Бойко В. И. Психолого-педагогические условия эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста / Бойко В. И. // Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2018: материалы междунар. студенч. науч. -практ. конф. (Магнитогорск, 21-23 марта 2018 г.) – Магнитогорск, 2018. - С. 740-744.
4. Данильченко Е. В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Е. В. Данильченко // Педагогический опыт: от теории к практике: сб. материалов III междунар. науч. -практ. конф. / редкол. : О. Н. Широков [и др. ]. - 2017. - С. 162-164.
5. Дюкарева Д. А. Особенности восприятия эмоций человека дошкольниками / Д. А. Дюкарева // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: сб. науч. трудов всерос. науч. -практ. конф. с междунар. участием. / под ред. Г. Ю. Лизуновой. - 2019. - С. 73-76.
6. Ключникова И. Ф. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Педагогический совет: опыт, исследования, рекомендации: сб. материалов междунар. науч. -практ. конф. - 2020. - С. 131-133.
7. Крайчак А. Е. Методические аспекты развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через театрально - игровую деятельность в условиях ДОУ / А. Е. Крайчак // Наука и образование: новое время. - 2017. - No 3 (20). - С. 660-665.
8. Маракушина И. Г., Рега Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор развития эмоционального мира детей / И. Г. Маракушина, Е. А. Рега // Традиции и новации в дошкольном образовании. - 2018. - No 5 (8). - С. 31-33.
9. Пичугина И. В. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками / И. В. Пичугина // Традиционные национальнокультурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2017. No 2 (12). С. 50-54.
10. Пономарёва И. В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях / И. В. Пономарёва // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. - No 2 (8). - С. 46-48.
11. Смирнова Н. Н. Особенности рефлексии различных эмоций у детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Смирнова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Т. 7. - No 6. - С. 6 – 15.
12. Соловьева Е. А. Театрализованные игры как средство развития эмоцинальной сферы детей среднего дошкольного возраста / Е. А. Соловьева // Студенческая наука и XXI век. - 2018. - No 2-2. - С. 376-377.
13. Тузова О. П. Эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / О. П. Тузова // Вопросы педагогики. - 2019. - № 12-1. - С. 259-262.
14. Шило Т. В., Редкова Ю. Н. Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка / Т. В. Шило, Ю. Н. Редкова // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 48-51.
Шолина Ольга Николаевна (18 мая 1978 года рождения) – педагог-психолог, МАДОУ «Детский сад № 45 «Анкудиновский парк», Нижегородской области, Кстовского округа,
Елашкина Елена Владимировна (20 ноября 1981 года рождения) – воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 45 «Анкудиновский парк», Нижегородской области, Кстовского округа