Екатерина Грачева
Особенности взаимодействия ДОУ с родителями по речевому развитию детей (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности взаимодействия ДОУ с родителями по речевому развитию детей (старшая группа
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития : мышление, воображение, память, эмоции.
Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Публикация «Особенности взаимодействия ДОУ с родителями по речевому развитию детей (старшая группа)» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.
Важной отличительной особенностью работы по развитию речи является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы, сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) ребенка. Положительный результат достигается в процессе личностно ориентированного общения. Содержательной основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого дошкольника,
Хочу поделиться опытом своей работы в этом направлении.
Моя работа по взаимодействию с родителями воспитанников группы включает в себя следующие мероприятия.
Родителям предлагается перечень лексико-грамматических игр. Перечень игр для родителей представлен на информационном стенде. Всегда возможна консультация по разъяснению игр с детьми. Рассмотрим, к примеру, лексико-грамматические игры на тему «Здравствуй, зимушка-зима!»
1. «Что бывает зимой?»
Проводиться аналогично игре «Что бывает осенью?» из раздела «Осень».
Пример. Идет снег. На деревьях нет листьев. Речка замерзла. Холодно. Люди надевают теплую одежду. Дети катаются на коньках и лыжах.
2. «Выпал беленький снежок»
Цель: уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движением.
Оборудование: настоящий снег и сосульки.
Ход. Взрослый приносит домой снег и сосульки разной величины. Вместе с ребенком их рассматривает. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег? (белый) А какая сосулька? (прозрачная) Какие они на ощупь? (холодные, снег мягкий, сосулька твердая)». Наблюдают, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. Затем наблюдение продолжается на улице или из окна. Ребенок отвечает па вопросы взрослого: «Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька?» После этого взрослый предлагает ребенку согреться, так как на улице холодно. Они пропоют стихотворение, выполняя с ребенком все движения, соответствующие тексту:
Выпал беленький снежок -
Собрались мы все в кружок,
Мы потопаем, мы потопаем,
Будем весело плясать,
Будем руки согревать.
Мы похлопаем, мы похлопаем
Чтоб нам было веселее,
Будем прыгать мы скорее.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем
3. «Что лишнее?»
Цель: расширить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д., сюжетная картинка по теме «Зимние забавы».
Ход. Взрослый предлагает ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры ребенку вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?» Затем для рассматривания предлагается одна или несколько пых картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие дорожку лыжи активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?» п т. д.
4. «Назови ласково» (с существительными данной темы)
снег - снежок лед — ледок
сосулька - сосулечка санки - саночки
горка - горочка лопата - лопатка
5. "Сделай снеговика"
Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания.
Оборудование: три белых кружка разной величины.
Ход. По образцу взрослого ребенок выкладывает снеговика из трех кругов. Взрослый обращает внимание на последовательность расположения фигур, спрашивая: «Как называется эта фигура? Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой) Какой потом? (средний) Какой круг будет вверху? (маленький) Назови его ласково (кружок, кружочек)».
Также для родителей в родительском уголке помещаются брошюры с активным словариком по каждой теме недели. В данную брошюру входят следующие рубрики
: «Дети должны знать» (имена существительные, прилагательные, глаголы по данной теме, которые предлагается закрепить детям вместе с родителями, «Дети должны уметь» (признаки предмета, описание по плану, сравнение по плану, «Вместе с ребёнком» (загадки, рекомендованная литература, наблюдения).
Одним из сравнительно новых средств обучения является лэпбук. Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки, различные картинки, кармашки с дидактическим материалом, в которых организован и записан изучаемый материал. Он также служит хорошим помощником для родителей в речевом развитии детей.
Не маловажную роль во взаимодействии с семьями по речевому развитию детей играют тематические папки-передвижки («Зима», «Весна», «Лето», «Осень», в которых также содержится необходимая информация по развитию речи детей.
Мною планируются проводиться в дальнейшем следующие мероприятия.
Индивидуальные встречи с родителями.
Такие встречи систематически проводятся в течение года. Беседы проводятся с каждой семьей отдельно (индивидуально) в удобное время.
В процессе беседы родителям объясняются сильные и слабые стороны речевого развития ребенка; анализируются наблюдения родителей за речью ребёнка (что радует, что огорчает); разрабатывается план совместных действий по развитию речи на ближайшее время, даются конкретные рекомендации и задания родителям для их ребенка.
Следующая форма взаимодействия - это участие родителей в речевых традициях группы : «Копилка слов», «Я дарю тебе словечко», «День рождения звука»
«Копилка слов». Традиция, направленная на расширение, закрепление и конкретизацию словаря ребенка, начинается в детском саду. Постепенно к этой работе привлекаются родители примерно через такие задания: подобрать с мамой (папой, бабушкой и т. д.) красивые осенние (зимние, вкусные и т. д.) слова; подобрать картинку с интересным (красивым, важным, тяжелым и т. д.) предметом, показать его всем детям и назвать и т. п.
«Я дарю тебе словечко». Эта традиция вводится постепенно. Я «дарю» ребятам слова к различным праздникам. В последующем предлагаю детям тоже подготовить дома подобные слова-подарки. Например, в подарок ребенку на день рождения дарятся веселые слова, мамам и бабушкам на 8 Марта – добрые и ласковые слова, гостям группы – приветливые слова и т. п.
Развитие словаря. Следует обратить внимание родителей на то, что расширение и активизация словарного запаса происходит на основе углубления представлений дошкольников об окружающей действительности. Именно поэтому необходимо много рассказывать и показывать детям, водить их на экскурсии, проводить наблюдения, рассматривать отдельные объекты и предметы. В семейном кругу желательно рассказывать ребенку о его родственниках: где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они ему приходятся. Очень любят дети рассказы близких об их работе или учебе; о тех людях, которые их окружают. Об их детстве и играх, в которые они играли.
Начиная со среднего возраста необходимо интересоваться у ребёнка, как у него прошел день. Желательно привлекать его к обсуждению содержания, организации совместных семейных мероприятий.
Для активизации в речи детей слов, обозначающих качества и свойства предметов, следует дома в различных видах детской деятельности рассказывать и показывать ребенку различные качества и свойства предметов рукотворного и природного мира.
После просмотра фильмов, прослушивания сказок следует предложить и помочь ребенку подобрать глаголы, раскрывающие действия понравившегося ему персонажа.
Через простые игры типа «Мальчик (девочка) наоборот» легко и весело вводятся в словарный запас ребенка и закрепляются простые антонимы. Причем в старшем дошкольном возрасте детей необходимо упражнять в умении подбирать антонимы к разным частям речи: существительным, прилагательным, глаголам, наречиям.
С 5 лет необходимо в игровой форме закреплять и расширять в речи ребенка словарь синонимов. Для этого можно организовывать речевые игры типа «Дружные слова», «Сердитые (веселые, ласковые и т. д.) слова». Работа с синонимами напрямую связана с умением ребенка более точно подбирать слова для выражения мысли, для передачи эмоциональной окраски.
Грамматический строй речи. Развивая грамматический строй речи ребенка, родителям следует обратить внимание на правильное употребление предлогов, выражающих пространственные отношения. Правильное владение пространственными предлогами не только способствует закреплению умений ребенка ориентироваться в пространстве, но и упражняет его в умении распространять простые предложения, пользоваться более сложными конструкциями предложений. К тому же умелое владение пространственными предлогами является необходимым условием в процессе подготовки к обучению грамоте, так как навыки чтения и письма тесно связаны с пространственно-временной ориентировкой. Для этого в повседневной жизни должны создаваться специальные житейские и игровые ситуации, позволяющие упражнять детей в правильном употреблении предлогов; в умении действовать в соответствии со словесной инструкцией, содержащей изучаемые предлоги.
Для закрепления умений ребенка употреблять имена существительные во множ. числе желательно систематически ему предлагать игровые упражнения типа «Волшебник». Прикосновением «волшебной палочки» все увеличивается в количестве: был один стул — стало много стульев, был один конь – стало много коней и т. д. с помощью волшебной палочки все может и исчезать: были кони – и нет коней, были шторы – и нет штор. В данном случае ребенок упражняется в образовании формы родительного падежа мн. числа сущ.
Детям очень нравится играть с близкими в следующие. игры: «Командир», «Великий Нехочуха», «Спор с Нехочухой». В этих играх незаметно для себя ребенок учится пользоваться глаголами в повелительном наклонении и спрягать глагол «хотеть».
Проигрывая варианты игры «Волшебник» (все, чего касается «волшебная палочка» уменьшается в размере, родители упражняют ребенка в образовании существительных при помощи суффиксов. Игра «Звериный детский сад» способствует закреплению приемов словообразования сущ-х по теме «Животные и их детеныши».
При закреплении умения образовывать глаголы с помощью приставок можно использовать игру «Цирк». Игрушки собрались на представление: машинка приехала, кукла пришла и т. д. двери цирка открылись и пропустили игрушки в зал: машинка проехала, кукла прошла и т. д. после представления все игрушки вышли из цирка и стали перебираться через дорогу: машинка переехала, кукла перешла и т. д.
Закреплять умение составлять и распространять простые предложения можно в игровых упражнениях типа «Представь себе». Например, «Представь, что ты в магазине игрушек. Какие игрушки там продаются?», или «Представь, что на столе много вкусной еды. Какая еда стоит на столе?»
По моей рекомендации родители проводят со своим ребенком специальные игровые упражнения по развитию и совершенствованию звуковой культуры речи. Ему предлагаются специальные игровые упражнения и игры типа: «Слушаем звуки улицы», «Кто так кричит?» и т. п. игры в рифмы на подбор слов, близких по звучанию «Поэты».
В семье заложены уникальные возможности для развития связной речи ребенка. Родители и др. члены семьи – самые желанные собеседники. Это люди, чья речь и речевое поведение оставляют неизгладимый след в развитии малыша. Поэтому следует ввести в семье традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время таких бесед необходимо демонстрировать культуру ведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т. д.