Наталия Евгеньевна Карташева
Формы взаимодействия с родителями по развитию музыкальных способностей детей в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю материал с Районного методического Объединения по теме "Одаренные дети"
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Это подтверждено в документах: международных, федеральных и региональных. В нашем детском саду разработано Положение о работе с одаренными детьми, а также план мероприятий по выявлению и развитию одаренности, с которыми можно ознакомиться на сайте детского сада на страничке «Работа с одаренными детьми».
Публикация «Формы взаимодействия с родителями по развитию музыкальных способностей детей в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В детском саду создаются условия для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей. Одним из условий осуществления индивидуального подхода к ребёнку является единство требований к нему не только работников детского сада, но и родителей или законных представителей. Система работы предусматривает тесную связь с семьей, так как очень важно продлить положительный эмоциональный настрой ребёнка, полученный им на занятиях и праздниках, дома.
Понимание в семье высокого потенциала детей является одним из важных условий для развития их одарённости. (Слайд 2)
Взаимодействие с семьей воспитанников в нашей дошкольной организации построено по следующим направлениям:
Информационно-аналитическое направление реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей. А также через страничку музыкального руководителя на сайте детского сада, которая содержит информацию, касающуюся:
- рекомендаций по музыкальному воспитанию детей;
- перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а также музыкальные игры, упражнения, которые можно делать в домашних условиях;
- информацию о том, чему можно научить ребенка, знакомство с системой музыкального воспитания детей. И другое. (Слайд 3)
Познавательное направление. Основной задачей в этом направлении работы с семьей является повышение компетентности родителей в вопросах по музыкально-эстетическому развитию ребенка дошкольного возраста. Сюда, в том числе, входят:
• Беседы. Тематика: особенности одарённого ребёнка, влияние стилей детско-родительских отношений на его развитие, роль понимания взрослыми одарённости, ступени становления детской одарённости и др.
• Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проведены индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах.
• Мастер-классы, семинары-практикумы, круглые столы. Их задачи:
1)приобретение родителями практических навыков музыкального развития (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика.);
2) с целью знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра.).
• Творческие конкурсы и выставки совместно с родителями. Например, с 18 по 29 марта участвовали в муниципальном конкурсе рисунков «Музыка моими глазами».
• Родительские собрания. Например, презентация на родительском собрании в средней разновозрастной группе «Музыкальный зал - любимое место для детей в ДОУ», выступление в старшей разновозрастной группе «В семье растет талантливый ребенок». (Слайд 4)
Наглядно-информационное направление работы с родителями осуществляется в подборе информации и оформлении родительского уголка в группах, книжек-передвижек. Родители получают возможность:
• ознакомиться с музыкальным репертуаром (песни, пальчиковые игры, хороводы, народные игры, которые используется на занятиях, с перечнем рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию;
• узнать о формах и методах музыкально-эстетического воспитания в условиях семьи;
• расширить осведомленность о народных праздниках, традициях, культуре и быте;
• родителям предоставляется информация о программах музыкального воспитания, используемых в детском саду;
• предлагаются музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях. (Слайд 5)
Развлекательное направление нередко пересекается с познавательным. Тем не менее, задачей работы в этом направлении является эмоционально-эстетическое обогащение в совместной творческой деятельности детей и родителей. К этому направлению относятся такие формы взаимодействия как совместные праздники, развлечения, досуги, творческий фестиваль «Грани таланта» с целью формирование культуры общения со своим ребенком, сотрудниками детского сада, другими детьми и взрослыми, сопричастность.
Родители :
- обмениваются идеями по поводу предстоящего праздника;
- разучивают стихотворения, песни, танцы, работают над ролью;
- готовят отдельные номера;
- шьют праздничные костюмы, готовят реквизит;
- помогают в оформлении помещения;
- помогают в изготовлении сюрпризов и подарков.
Дети старшей разновозрастной группы (воспитатели Рожина Т. В. и Максимова М. М., участвуют в различных мероприятиях и выступают на сцене сельского дома культуры. Родители активно помогают в этом – вместе с педагогами готовят детей, изготовляют костюмы, сопровождают детей.
Проходят встречи с музыкальным коллективом сельского дома культуры. (Слайд 6)
Создание предметно-развивающей среды. Работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлении музыкального зала к праздникам, в подготовке костюмов, декораций. Дети по особенному относятся к этим вещам, зная, что в этом деле приложили свои старания их родители. (Слайд 7)
Направление контрольно-оценочное. Цель - анализ эффективности взаимодействия дошкольной организации и семьи. Формы работы :
• экспресс-методы после проведенного мероприятия:
- тетрадь отзывов;
- оценочные листы;
- фотовыставки и выставки достижений (дипломы, грамоты).
• оценки отстроенного результата:
- собеседование, интервью с детьми (самим ребенком и его друзьями, зрителями);
- учет активности родителей (грамоты «Благодарность» на выпускном бале). (Слайд 8)
Выступления на родительских собраниях, беседы, консультации, стенды-отчеты, открытые занятия и праздники, личное участие родителей в различных мероприятиях детского сада и другое – вся эта работа даёт возможность родителям узнавать о деятельности детей в детском саду, поддерживать и воссоздавать полученный детьми эмоциональный опыт в кругу семьи. Она помогает родителям осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада – необходимое условие для полной реализации возможностей ребёнка. Родитель, непосредственно участвующий в организации педагогического процесса, является незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю. А ребенок испытывает гордость и радость, а главное получает положительный пример активной жизненной позиции.
Выше сказанное будет справедливо и по отношению к одаренным детям. Более того, родители одаренного ребенка должны быть достаточно информированы, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей. (Слайд 9)