Роза Григорьева
Особенности вызывания звуков у неговорящих детей
▼ Скачать + Заказать документы
ОСОБЕННОСТИ ВЫЗЫВАНИЯ ЗВУКОВ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ
КАК СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК СМОТРЕЛ НА ЛОГОПЕДА?
-яркая помада
- говорить, показывая рот через дырку какого-нибудь картона(-мууу,рядом с ртом показываем корову)
- надеваем масочку (носа)собачки на свой нос и говорим. Ребенок должен сконцентрировать своё внимание на нём.
-мягкие ручные куклы
По имитации вызываем речь!
Например: похлопать, понюхать, помахать ручкой (может ли он это сделать)
Публикация «Особенности вызывания звуков у неговорящих детей» размещена в разделах
КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ ДЛЯ ЗАПУСКА РЕЧИ:
1) Массажная щетка (зубная, которая вибрирует (им прикасаешься к подбородку)
2)обмазать губы мёдом и приклеить туда крошки печенья и попросив ребенка достать их языком.
У неговорящих детей есть проблема создавая внутриротового давления (воздуха).
-п-м-б-ф- создать давление воздуха, а потом вытолкнуть.
Есть для этого упражнения:
- дуть в трубочку в стакане с водой;
- надувание шариков
- надувать щёки и втягивать щёки;
ЭТАПЫ:
1. Налаживание контакта (эмоционального) + привлечение внимания+ вызывание з/подражания+ развитие познавательного интереса (дуют на картонку, на которой проклеены полоски бумаги, под которыми приклеена мышка. Они дуют, полоски поднимаются и внизу видна мышка. Потом з/подражание – пи-пи-пи-пи.
2. Повторение слов по слогам. (встаём на один уровень с ребенком).
3. Показываем артикуляцию звука и одновременно показываем букву(7 лет) у рта. (используем вырезную азбуку).
4. Говорят в пластиковый стакан. (бай-бай. Ребенок повторяет. микрофон)
ЗВУКИ РАННЕГО ОНТОГЕНЕЗА (гласные)
Приёмы запуска речи (звуков раннего онтогенеза)
1. –а- аааааа___бьём ладошкой по открытому рту ребенка.
2. –о-ооооооо___руки поднимаем над собой овалом. Или… ставим ладошку горизонтально под подбородок на расстоянии 3-5см. Говоря о-о-о-о-о довтаём -
3. –у- обнять трубочку губами и подать голос.
4. –и- ии—и—и-и-и – губки улыбаются. Ладошки пошли на верх.
5. –ы- губы широко расширяем и говорим –ааа-. Ладошки пошли вниз.
6.-э- высунуть или положить язык на нижнюю губу. ладоши потянуть вперед.
Эти звуки запускаем в речь.
7. –у- можно кричать в маленькую трубочку.
ЗВУКИ ПОЗДНЕГО ОНТОГЕНЕЗА (СОГЛАСНЫЕ)
1. звук –М-
1 СПОСОБ- кладём руку ребенка на голову (череп (на логопеда) и произносим –м-.Чувствуем вибрацию. (так ребенку показываем звук, даже глухому.)
2 СПОСОБ – положить ладошки ребенка на свои (логопеда) щёки и произносим -м-. Передаётся вибрация на руки. –ммммм- ладошки на лице + указательным пальцем давим вниз на подбородок и открываем ребенку рот –ааааа-. Получилось –мммммааааааа-.
3СПОСОБ – Чтобы использовать нос, ребенка учим ощущать нос.
- учим нюхать (цветок на рисунке, специи)
- легкий лепесток (ватку) сдуваем с картона носом!При этом подаём голос!Картон ставим к носу над ртом. Затем зажимаем ему губы,а ребенок подаёт голос(-мммм-, а мы постукиваем на носик.
2. Звук –П-
1СПОСОБ-на губу приклеиваем кусочек бумаги и сдуваем плевательным движением. При ринолалии наклоняем голову ребенка вперед. Затем к этому добавляем голос и получаем –б-.
2 СПОСОБ-бьём кулачком на надутые щёки, с голосом –б-б-б. Придерживаем горло пальцем для уточнения звука.
3СПОСОБ-плюёмся винными пробками. Да!да! Закрепляем это каким-нибудь жестом.
Если не может, есть проблемы:
а) слабо дует, например. Используем штучку для надувания резиновых шариков (резиновый насос). С одной стороны насаду суём ребенку в рот, а с другой в шарик. Нажимаем на резиновый насос, щёчки ребенка надуваются!
3. Звук-Н-.
1 СПОСОБ- язык между зубами (прикусываем) и палец кладём на нос и говорим –нннн-. Ощущаем вибрацию. Далее –ннннннаааа-, -ннннуууу-.
2 СПОСОБ – нэ!нэ!нэ! – машем рукой, ладошком вперёд, вертикально. Как-будто отказываемся от чего-то.
4. Звук –Т-
1 СПОСОБ – Сплёвываем бумажку с языка. Язык между зубами. Затем постепенно язык убираем за верхние зубы.
2СПОСОБ- только после межзубного –с- переходим на –т! Произносим –с- м/зубное. В это время мы пальцем ча так, сто-часто поднимаем нижнюю губу у ребенка так чтобы нижняя губа прижимала язык к верхним зубам! Так же можно трясти нижнюю челюсть.
ОЧЕНЬ ВАЖНО СНАЧАЛА НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДУТЬЮ! Специально, а не спонтанно должно быть!
5. Звук -Ф-
1 СПОСОБ-- дуть в дудочку
- использовать флейту (профессиональную (во время игры на флейте зажимаем ребенку нос и отпускаем, несколько раз подряд. – динь-динь получается.
После флейты нужен переходник)колпачок от блоупена, фломастера, которым раздувают краски на бумаге! Даём это ребенку это в ротик и предлагаем дуть на свечку. Настоящую! После научения ребенком дутью таким образом, просим ребенка опять дуть, а в это время убираем трубочку (она у нас в руке).И так несколько раз! Получается, ребёнок дует сам. Так получается звук –ф-! После этого наученного навыка, при таком дутье учим ребенка прикусывать слегка нижнюю губу и так же продолжать дуть!
2СПОСОБ- после научения звука –а!произносим -ааааааа- при этом указательным пальцем приталкиваем нижнюю губу к верхним зубам и дуем без голоса при этом!
3 СПОСОБ-верхними зубами прикусываем нижнюю губу. И дуем! Без голоса!
Приподносим руку ребенка и дуем, чтобы он ощутил струю выдуваемого воздуха!
6. Звук -В-
1 СПОСОБ –верхними зубами прикусываем нижнюю губу и поддуваем. Без голоса!
7. Звук–Х- УМЕЕМ УЖЕ ДУТЬ!
Для этого нужна маленькая гафрированная трубочка (кусочек, с резьбой как бы)в сантехнике можно купить по-моему! Этот кусочек вставляем в рот ребенку и дуем на свечку. (вставляем примерно на 1см). Получается похожий на –х- звук. Этот звук опять закрепляем каким-нибудь жестом. Я обычно тычу пальцем себе на горло снизу. То убираем, то вставляем в рот периодически и дуем на пёрышко (или на зеркало, оно потеет)на ладошке.
8. Звук-К-
1 СПОСОБ- КОГДА РЕБЁНОК говорит –х-х-х-х-(умеет уже)мы ребром ладони слегка стучим под нижнюю челюсть. Аккуратно! Услышим –к-!
2 СПОСОБ-Игра в кубики. СО стола (или сидя на полу с колена)отталкиваем кубики кулаком и кричим –к!-к!-к!-к)
9. Звук -С-
Чтобы вызвать –с-, сначала вызываем межзубный –с-! Облизываем сладость, высовывая язык. На высунутый язык дуем. Сдуваем с ладони ватку таким образом. Через некоторое время так же сдуваем, Но! уже пальцем придерживаем язык, чтобы не вылезал между зубов.