ВалентинаМариничева
Воздействие музыкальных звуков на детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Воздействие музыкальных звуков на детей дошкольного возраста
Радио, телевидение, аудио- и видеотехника превращают музыку в постоянно присутствующий, легкий, ненавязчивый фон, в некие «звуковые обои». Нередко звуковой фон, представляющий собой образцы массовой музыкальной продукции, принимает весьма агрессивные формы и становится опасным для неустойчивой детской психики, вызывает получение негативных эмоций при звуках. Психологи говорят сегодня о «новом заболевании», приводящем к нежелательным отклонениям в поведении детей, – ритмической интоксикации, то есть своеобразном «отравлении» нервной системы детей ритмами современной эстрады. Нам ни в коем случае нельзя забывать, о том, как воздействуют звуки на эмоции ребенка. Часто ребенок оказывается беззащитен перед ними, в отличие от взрослых, способных не замечать звуковую агрессию, абстрагироваться от нее. Уважаемые родители! Вам необходимо понимать, что, бесконтрольно оставляя своего малыша один на один с видео- и аудиотехникой, вы рискуете сформировать у него искаженное представление об окружающем мире, дестабилизировать его нервную систему. Окружающая звуковая среда должна быть заботливо организована вами, прежде всего с точки зрения ее положительного влияния на психику ребенка.
Публикация «Воздействие музыкальных звуков на детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Какой должна быть эмоционально-образная звуковая среда?
Попытаемся теперь отметить и проанализировать те основные компоненты, из которых складывается благоприятная для развития ребенка эмоционально-образная звуковая среда. Пожалуй, самое главное, что необходимо учитывать при организации развивающей музыкальной среды в семье, – это эмоционально положительная ситуация воспитания, которая чрезвычайно важна в период дошкольного детства. Исследования психологов показали, что в дошкольный период происходит интенсивное формирование нервной системы ребенка. Доминирующей в этот период является деятельность правого полушария, связанная со сферой эмоций, образным, конкретным мышлением. Именно на этой основе формируются в детстве и хранятся всю жизнь фундаментальные установки, во многом определяющие судьбу человека. Воспитание ребенка трех – пяти лет в гармонии с его природой обозначает опору на правополушарный тип мышления, на его эмоциональную сферу.
Как влияют звуки на эмоции детей?
Эмоции влияют на все психические процессы: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление, волю. Положительный эмоциональный фон воспитания, эмоциональный контакт ребенка и взрослого, ощущение ребенком собственного эмоционального благополучия способствуют его полноценному физическому и психическому развитию. Известно, что повышенная заболеваемость детей в детском саду зависит не столько от различных инфекций, сколько от неблагоприятного для ребенка психологического климата, вызывающего негативные переживания. Радостное, счастливое настроение ребенка, согретого любовью и пониманием окружающих взрослых, является основой его физического и психического здоровья, доброжелательного отношения к людям, окружающему миру, залогом успешности и полноты дальнейшей жизни. Закрепляясь в раннем детстве, эмоциональные проявления ведут к возникновению относительно устойчивых форм поведения, к формированию характера. Детское переживание радости в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей. Напротив, затянувшиеся отрицательные эмоциональные состояния играют дезорганизующую роль в жизни ребенка, приводят к задержке общего психического развития, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной позиции.
Какую музыку нужно слушать детям?
Важнейшей задачей развития эмоциональной сферы ребенка-дошкольника является формирование радостного, эмоционально положительного отношения к жизни. Этот момент необходимо учитывать родителям при подборе музыкальных произведений, создающих эмоциональный фон повседневной жизни ребенка. Дети любят яркую, праздничную, мажорную музыку, испытывают в ней потребность. Звучащие образы, постигаемые ребенком в различных видах музыкальной деятельности – в пении, в музыкально-ритмическом движении, в игре на инструментах, при слушании музыки, делают познаваемый ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным. Несомненно, взрослым нужно удовлетворить эту потребность ребенка в празднике. Ситуация эмоциональной комфортности предполагает ощущение красоты и гармонии окружающего мира.
КАК ПОДОБРАТЬ МУЗЫКУ И ФИЛЬМЫ ДЛЯ РЕБЕНКА?
Наибольшее значение в получении эмоций при звуках имеют музыкальные произведения, содержанием которых выступает красота человеческих чувств, воплощенных в гармоничных, выразительных формах. Эмоциональный отклик на красоту ведет к воспитанию эстетических чувств. Образы прекрасного в искусстве – это всегда символы миропорядка, выражение глубинной первоосновы бытия. Прикосновение к этим образам, включение их в свой чувственный опыт приводит душу в гармонию с миром. Если родители смогут грамотно подобрать музыку и фильмы для ребенка, то это позволит наладить общение ребенка с образами прекрасного в искусстве, подражание лучшим образцам является условием формирования у него здоровых душевных качеств, выстраивания в его эстетическом сознании образа доброго и гармоничного мира
Какую выбрать музыку для получения положительных эмоций у ребенка? Что можно посоветовать родителям, стремящимся подобрать для своего малыша видео- или фонотеку?
1. Прекрасным ориентиром может послужить отечественная серия аудиозаписей «Музыка – детям». В ней представлены произведения музыкальной классики. Примечательно, что произведения звучат в специфической аранжировке: с применением современных ударных инструментов, тембров синтезатора. Завораживающая красота и чистота звучания привлекает внимание детей, оказывает положительное влияние звука на детей, возбуждает их интерес, взывает к воображению. Создатели этой популярной серии очень точно учитывают детскую восприимчивость к качеству звучания, его окраске и буквально «купают» их в красочной стихии тембра.
2. Не менее интересна для получения эмоций при звуках серия видеокассет «Музыка природы». Музыкальная классика прошлого и современности дополнена оригинальным видеорядом: сценами из жизни животных, картинами природы. Эти сцены сняты оператором с искренней любовью ко всему живому, с мягким юмором, с четким соответствием музыкальной драматургии произведения. Яркие, эмоционально привлекательные и доступные для понимания маленьким ребенком образы в этих видеофильмах воплощают гармонию мира природы, демонстрируют эталоны доброго, чуткого отношения к окружающему миру.
Как подобрать музыку и фильмы для ребенка?
Современный рынок насыщен аудио- и видеозаписями, обращенными к детям. Можно найти среди этого многообразия и старые добрые мультфильмы, музыкально-литературные композиции по детским сказкам, где звучат голоса великолепных «сказочников» Н. Литвинова, Н. Бабановой, Ю. Яковлева, Р. Плятта и других мастеров художественного слова. Не одно поколение воспитано на рассказанных ими сказках. Их голоса и сегодня зажигают интересом, согревают любовью детские души, учат добрым, честным и миролюбивым отношениям с окружающими. Среди современных сказок, мультфильмов, песен для детей есть высокохудожественные и значимые образцы для нравственного развития ребенка. При их выборе родители должны помнить, что возраст их детей – от трех до пяти лет – это период вхождения в окружающий мир, время, когда закладывается образ будущей жизни и себя самого. Очевидно, что остановить свой выбор нужно на тех произведениях, где музыка выступает проводником ребенка в мир добра и гармонии, формирует оптимистическое мироотношение, взращивает эмоции радости, доверия, приобщает к творческой энергии жизни.