Регина Шубина
Использование приёмов мнемотехники при автоматизации звуков у детей с ОНР
Особенности психологического и речевого развития детей с ОНР
1. Нарушения лексического и грамматического компонентов речи.
2. Недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления.
3. Низкий уровень слухоречевой памяти.
4. Сложности в формировании и формулировании мысли.
5. Нарушение звукопроизношения.
Мнемотехника - эффективный метод автоматизации звуков на различных этапах коррекционного процесса
. [/b]
Публикация «Использование приёмов мнемотехники при автоматизации звуков у детей с ОНР» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский
МНЕМОТЕХНИКА – система различных приёмов, облегчающихзапоминание и увеличивающих объём памяти путём образованиядополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Использование мнемотехники позволяет:
- активизировать интерес детей к занятиям;
-ускорять процесс автоматизации звуков так как, символическая аналогия облегчает процесс запоминания и усвоения материала детьми;
-применять графические аналогии;
-учить детей видеть главное, систематизировать полученные знания;
при формировании правильного произношения развивать память, мышление, воображение, внимание.
Технология работы с мнемотехникой опирается на следующие принципы:
1. Принцип развивающего обучения, в соответствии с которым, главной целью является развитие ребенка.
2. Принцип доступности и индивидуального подхода Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, в соответствии с возрастом детей, структуре и составу речевых нарушений.
3. Принцип связи речи с психическими процессами
Все психические процессы – память, внимание, воображение, мышление, развиваются при непосредственном участии речи. Обучающийся при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее качественно усваивать, благодаря использованию нетрадиционных форм работ.
Формирование первичных произносительных умений и навыков с использованием мнемотехники:
Постановка звука - представляет собой процесс формирования артикуляции, обучение ребёнка произношению звука в изолированном звучании. Закрепляется слуховой, кинестетический образ звука, используется зрительное восприятие артикуляции и зрительный образ звука, который соотносится с графо - картинной моделью.
Автоматизация изолированного звука - проводится в звукоподражательных играх, с широкой опорой на выработанные ранее неречевые ассоциации. Ребёнок имитирует шипение змеи с опорой на мнемоквадрат.
При уточнение артикуляции звука «Ш» используется опора на зрительный, слуховой анализатор, а также тактильные ощущения. Использование графического изображения артикуляционного профиля, способствует развитию наглядно-образного мышления, а также вырабатывает самоконтроль над отрабатываемым звуком. Автоматизация звуков проходит все этапы от простого к сложному, учитывая все принципы коррекционной работы.
В результате использования мнемотехники отмечается:
-положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением;
-ускорение сроков автоматизации звуков, повышение объёма зрительной и вербальной памяти;
-повышение интереса детей к логопедическим занятиям, возрастание эффективности коррекционного процесса;
- активизация мыслительной деятельности;
- улучшение распределения и устойчивости внимания.