Марина Медведева
Особенности воспитательно-образовательной работы в группе детей с нарушением зрения — амблиопия и косоглазие
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности воспитательно- образовательной работы в группе детей с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие)
С 2015 года я работаю в специализированной группе для детей с нарушением зрения с диагнозом амблиопия и косоглазие. Нарушение зрения затрудняет последующее формирование периферического и бинокулярного зрения, приводит к недостаточному развитию глазодвигательных функций, усложняет фиксацию взора. Зрение играет главную роль в формировании образов и действий с предметами, их расположении в зрительном поле. Нарушение зрительной системы наносит ущерб формированию психических процессов, физическому развитию.
Публикация «Особенности воспитательно-образовательной работы в группе детей с нарушением зрения — амблиопия и косоглазие» размещена в разделах
У наших детей ограниченное зрение, которое даёт им не полную, а иногда и искажённую информацию.
Особенности воспитательно- образовательной работы с детьми с нарушением зрения состоят в создании определё нных условий:
1)подбор наглядного материала и оборудования;
2) коррекционно- педагогическая работа с учётом особенностей нарушения зрения каждого ребёнка;
3) индивидуальный подход с учётомпсихических и физиологических особенностей детей.
Для зрительного восприятия благоприятны следующие условия, которые мы выполняем в полном объё ме: хорошая освещённость, удобное рассаживание детей за столами, расположение наглядного материала на уровне глаз и на доступной дистанции, соответствующая длительность зрительных нагрузок, применение во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения.
В обучении дошкольников чаще всего используется наглядный метод в сочетании со словесным. Так как у детей с нарушением зрения изменены различные зрительные функции (острота зрения, бинокулярность, сужение или выпадение поля зрения, поля взора и цветоразличения и т д) к наглядному материалу предъявляются особые требования.
Учебное пособие, которое демонстрируем для всех детей, располагаем на удобном для зрительного восприятия расстоянии. Не допускаем ответов с места, пока педагог не убедится в том, что ребёнок видит то, о чём его спрашивают. Для улучшения зрительного восприятия и предупреждения быстрого утомления мы используем контрастный фон, на котором идёт демонстрация, и самим демонстрационным материалом. При показе предметов и объектов на занятии из поля зрения детей убираем всё лишнее : игрушки, книжки, картинки и другие предметы.
Особое внимание уделяем положительным эмоциональным переживаниям, вызванным красотой явлений природы, наблюдаемых детьми, используем яркие описания сказочных героев и сказочных ситуаций как основу будущих детских рассказов и рисунков. Большинство родителей, щадя детей с неполноценным зрением, освобождают детей от домашнего труда и самых простых обязанностей. В результате подобного воспитания дети обнаруживают беспомощность и в повседневной жизни, и в игровой деятельности со сверстниками, что наносит значительный ущерб развитию личностных качеств ребёнка.
Я пришла к выводу, что детей с косоглазием и амблиопией необходимо учить приёмам тактильного восприятия объектов,формировать умение выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный, осязательный и двигательный аппарат. Это позволит научиться быть более активными в процессе игры и обучения.
В нашей группе разнообразные центры с различными дидактическими и игровыми пособиями : пазлы, мозаики, пособия- вкладыши, книги для раскрашивания, предметы для выполнения упражнений на развитие мелкой моторики: счётные палочки, прищепки, пуговицы, мячи- ёжики и др.
Для закрепления навыков осязательного восприятия предлагаем детям игры: «Чудесный мешочек», «Сундучок с загадками», «Найди, что скажу» (крупное, мелкое, гладкое, мягкое или твёрдое и т д, «Угадай, по описанию» и др.
В центре самостоятельной деятельности имеются задания для улучшения графических навыков: «Лабиринт», «Загадочная клякса», «Пройди по дорожке» и др., пособия : «Танграм», «Цветовое поле», «Пирамидки», «Матрёшки», геометрические конструкторы, разрезные картинки.
В нашей группе оборудован спортивный уголок, где дети свободно могут поиграть в мячи, покатать шары, побросать в цель, поиграть с воспитателем в подвижные игры, где одновременно с общепедагогическими задачами решаются вопросы коррекции нарушенных зрительных функций.
На прогулке я предлагаю детям прокатить мяч или обруч в воротца, собрать камешки, листочки деревьев,найти спрятанную игрушку, понаблюдать за движением птиц и самолётов т д.
После подвижных занятий предлагаю детям спокойные игры и занятия с мозаикой, конструктором, разрезными картинками, пазлами. Очень нравится детям нанизывать бусы, раскрашивать картинки, обводить изображение по контуру.
Все коррекционные упражнения я провожу с подгруппой детей (3-4 человека). Для тренировки мышц зрения использую методику простейших зрительно- коррекционных тренажей, т. е. периодически, 1-2 раза в день, дети выполняют упражнения, сопровождающиеся движением глаз и головы по чётко запрограммированным траекториям. Это работа с сигнальными метками (развешенными в разных участках комнаты яркими сюжетными, предметными картинками, игрушками).Это развивает зрительное внимание, остроту зрения, память, например: подбери фигуру по цвету, форме, величине, наложи вырезанную фигуру на нарисованный контур и т п.
Во время занятий, например, по аппликации, математике, рисованию, развитию речи и других, где идёт большая нагрузка на зрение, я провожу физкультминутки для снятия напряжения, утомления и расслабления мышц глаз. Самое простое это пригласить детей к окну, чтобы посмотреть на дальние и близкие предметы, понаблюдать движение транспорта, полёт птиц и т д. После физкультминутки работоспособность детей заметно повышается. В своей работе я использую видео ролики, видео зарядку для глаз. Детям очень нравится следить взглядом за падающими листьями, пробегающими животными, появляющимися и исчезающими предметами и т д. Это укрепляет глазодвигательные функции, развивает периферическое и бинокулярное зрение.
Среди детей с глубоким нарушением зрения отмечаются аномалии развития цветовосприятия. Цветовосприятие играет важнейшую роль в способности человека адекватно воспринимать и оценивать видимые им цвета. В своей работе я использую метод цветотерапии-это направление, при котором происходит воздействие цветовой гаммы на эмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие. При умелом использовании цвет благотворно влияет на людей независимо от возраста. Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот-он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма. Мы сгруппировали специальную наглядность с преобладанием красного, жёлтого, зелёного цветов (красный- стимулирует детей в работе-это сила внимания; оранжевый и жёлтый- соответствуют положительному рабочему настроению -это тепло, оптимизм, радость; зелёный- действует успокаивающе- это общение, надежда, вдохновение).Метод цветотерапии практически не имеет противопоказаний. Благотворно влияет на душевное состояние, которое, в конечном итоге, и определяет здоровье и благополучие человека.
С целью повышения мозговой активности у дошкольников я включаю в коррекционный процесс один из нетрадиционных методов коррекционно-развивающего обучения гимнастику для мозга,Брейн Джим.
Систематическое выполнение специально подобранных упражнений поможет детям:
- преодолеть трудности в обучении и усвоении нового материала;
- улучшить память, упражнять зрение, увеличить быстроту реакции;
- развивать творческое воображение, смекалку и находчивость.
Коррекцию, компенсацию и развитие нарушенного зрения следует проводить пока происходит созревание морфофункциональных систем мозга и механизмов, реализующих восприятие. Поэтому в дошкольном возрасте необходим интенсивный коррекционный курс и последующее закрепление достигнутого уровня развития восприятия в начальных классах.
Список литературы
1. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. Из опыта работы/ Под ред. М. И. Земцовой. - М. : Просвещение, 1978- 93 с.
2. Обучение и воспитание детей с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) в дошкольных учреждениях. Министерство просвещения СССР научно- исследовательский институт дефектологии АПИ СССР- М. : Просвещение, 1978 – 37с.
3. В. В. Васильев, В. Н. Ефимов, С. В. Тихонова, Л. А. Виноградова, В. В. Милованова. Здоровье детей – наша забота. Издательско- полиграфическая фирма «Воронеж», 1994- 72с.
4. Григорьева Л. П., Сташевский С. В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. - М. ,1990 г.