Любовь Рыбакова
Особенности воспитания культуры речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности воспитания культуры речи старших дошкольников
На современном этапе развития общество нуждается в образованной и воспитанной личности.
В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» основой воспитания и обучения в дошкольном детстве является овладение речью.
Публикация «Особенности воспитания культуры речи старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В данном документе отмечено, чти дошкольное детство особенно сензитивно к устной речи если определённый уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечёт за собой и упадок общей культуры.
В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально – экспрессивной окраской, просроченных форм, вульгаризм, жаргонизмов.
Язык – важнейшая часть общенациональной культуры, поэтому не случайно в настоящее время учёные – лингвисты поднимают вопрос об экологии языка, чтобы не допустить разрушение речевой культуры.
Культура речи – это сравнительная молодая область в науке о язы-ке. Несмотря на то, что эта наука возникла в России только в ХХ в., учение об эффективности речи и её качествах существовало ещё с античных времён.
Долгое время культура речи рассматривалась только в аспекте вла-дения нормами русского литературного языка, но возрождение интереса к риторике способствовало смещению акцентов в сторону изучения рече-вых жанров, речевого поведения. Термин «Культура речи» многозначен: это качество речи, умение пользоваться языком в общении и это наука о качестве пользования языком.
Воспитание культуры речи дошкольного возраста – явление сложное и малоизученное. В дошкольной педагогике культуру речи принято понимать как совокупность коммуникативных качеств, которые форми-руются в речевой деятельности и включают осознанное усвоение выразительно – изобразительных средств речи и уместное их использование в собственной речи. Таким образом, воспитание культуры речи предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими, но и совершенствование процесса реализации выразительных средств языка в живом речевом общении.
В дошкольной педагогике исследования Сохина Ф. А. доказывают, что ребёнок самостоятельно не может овладевать речевой нормой, а в коррекционной педагогике это ещё осложняется преодолением общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, которое характеризуется своей многоаспектностью, что подтверждается многочисленными исследованиями как психолого-педагогическими, психолингвистическими, так и медиков педагогического плана.
На данном этапе остро встаёт проблема овладения детьми до-школьного возраста, речью правильной, выразительной, логичной, точной.
Нельзя не учитывать тот фактор, что лучше образы речевой культуры предлагает нам фольклор. В произведениях народного творчества заложены языковые нормы, образцы русской речи. Учёные неоднократно подчёркивали огромные возможности различных фольклорных жанров как средство обучения родной речи и воспитания её культуры. Художественная сила малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек) заключается в их смысловой, композиционной, интонационно – синтаксической, звуковой и ритмической организованности. Поэтический язык по-словиц и поговорок прост, точен, выразителен, содержит синонимы, антонимы, омонимы сравнения. В основе многих пословиц и поговорок ле-жит метафора (переносное значение слова). Она служит средством достижения наибольшей экспрессивности, живописности. Всё это делает пословицы и поговорки ценнейшим языковым материалом.