Приложение МААМ

Особенности воспитания культуры речи старших дошкольников

Любовь Рыбакова
Особенности воспитания культуры речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности воспитания культуры речи старших дошкольников

На современном этапе развития общество нуждается в образованной и воспитанной личности.

В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» основой воспитания и обучения в дошкольном детстве является овладение речью.

Публикация «Особенности воспитания культуры речи старших дошкольников» размещена в разделах

В данном документе отмечено, чти дошкольное детство особенно сензитивно к устной речи если определённый уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечёт за собой и упадок общей культуры.

В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально – экспрессивной окраской, просроченных форм, вульгаризм, жаргонизмов.

Язык – важнейшая часть общенациональной культуры, поэтому не случайно в настоящее время учёные – лингвисты поднимают вопрос об экологии языка, чтобы не допустить разрушение речевой культуры.

Культура речи – это сравнительная молодая область в науке о язы-ке. Несмотря на то, что эта наука возникла в России только в ХХ в., учение об эффективности речи и её качествах существовало ещё с античных времён.

Долгое время культура речи рассматривалась только в аспекте вла-дения нормами русского литературного языка, но возрождение интереса к риторике способствовало смещению акцентов в сторону изучения рече-вых жанров, речевого поведения. Термин «Культура речи» многозначен: это качество речи, умение пользоваться языком в общении и это наука о качестве пользования языком.

Воспитание культуры речи дошкольного возраста – явление сложное и малоизученное. В дошкольной педагогике культуру речи принято понимать как совокупность коммуникативных качеств, которые форми-руются в речевой деятельности и включают осознанное усвоение выразительно – изобразительных средств речи и уместное их использование в собственной речи. Таким образом, воспитание культуры речи предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими, но и совершенствование процесса реализации выразительных средств языка в живом речевом общении.

В дошкольной педагогике исследования Сохина Ф. А. доказывают, что ребёнок самостоятельно не может овладевать речевой нормой, а в коррекционной педагогике это ещё осложняется преодолением общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, которое характеризуется своей многоаспектностью, что подтверждается многочисленными исследованиями как психолого-педагогическими, психолингвистическими, так и медиков педагогического плана.

На данном этапе остро встаёт проблема овладения детьми до-школьного возраста, речью правильной, выразительной, логичной, точной.

Нельзя не учитывать тот фактор, что лучше образы речевой культуры предлагает нам фольклор. В произведениях народного творчества заложены языковые нормы, образцы русской речи. Учёные неоднократно подчёркивали огромные возможности различных фольклорных жанров как средство обучения родной речи и воспитания её культуры. Художественная сила малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек) заключается в их смысловой, композиционной, интонационно – синтаксической, звуковой и ритмической организованности. Поэтический язык по-словиц и поговорок прост, точен, выразителен, содержит синонимы, антонимы, омонимы сравнения. В основе многих пословиц и поговорок ле-жит метафора (переносное значение слова). Она служит средством достижения наибольшей экспрессивности, живописности. Всё это делает пословицы и поговорки ценнейшим языковым материалом.

Публикации по теме:

Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация "Особенности воспитания детей в дошкольный период". Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.

«Зачем быть вежливым?» Презентация проекта по формированию культуры поведения старших дошкольников Предлагаю Вашему вниманию познавательный, творческий, краткосрочный, фронтальный проект по формированию культуры поведения старших дошкольников.

Альбом по развитию речи для старших дошкольников с ТНРАльбом по развитию речи для старших дошкольников с ТНР Идея создать что-то необычное созрела давно, но как это воплотить? Многолетний опыт работы с детьми, как школьного, так и дошкольного возраста,.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Особенности сюжетного рисования старших дошкольниковОсобенности сюжетного рисования старших дошкольников Особенности сюжетного рисования старших дошкольников Основной целью сюжетного рисования является обучение ребенка передавать свои впечатления.

Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами правового воспитания «Права маленького гражданина»Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами правового воспитания «Права маленького гражданина» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Проект.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Социокультурный проект «Взаимодействие ДОУ и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников»Социокультурный проект «Взаимодействие ДОУ и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников» Мы живем в небольшом уютном и красивом городе – Дзержинск. Нам кажется, что лучше, роднее этого места нет. Наш МБДОУ «Детский сад №110».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности воспитания культуры речи старших дошкольников
Опубликовано: 7 января 2022 в 00:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности воспитания культуры речи старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Рыбакова (УИ 919787) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД