Чулкова Виктория
Особенности воспитания и развития гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание гуманных чувств и отношений является одной из первоочередных задач формирования личности дошкольника. В ходе решения этой задачи, с нашей точки зрения, следует опираться на механизм гуманного становления личности, разработанный В. С. Мухиной.
Согласно этого ученого, механизм гуманного становления личности можно представить следующим образом:
Публикация «Особенности воспитания и развития гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
(Знания и представления) + (Мотивы) + (Чувства и отношения) + (Навыки и привычки) + (Поступки и поведение) =Гуманное качество
Рассмотрим более подробно данный механизм, разработанный В. С. Мухиной.
Для формирования любого гуманного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности гуманного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть гуманным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего гуманного качества.
Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Главная особенность механизма гуманного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.
С учетом приведенного выше механизма гуманного становления личности, для формирования гуманных чувств у дошкольников необходимо одновременное воздействие педагога на три сферы личности ребенка:
1) на интеллектуальную сферу – т. е. формирование правильных представлений о гуманной стороне жизни человека;
2) на эмоциональную сферу – т. е. развитие способности к сопереживанию и переживанию вообще;
3) на действенно-практическую сферу – т. е. обучение способам гуманного поведения.
Поясним сказанное выше подробнее.
По мнению Н. А. Ветлугиной, воздействие на интеллектуальную сферу ребенка обеспечивает формирование знаний о нормах и правилах поведения, помогает устанавливать соответствие между правилом и возникшей ситуацией, выбирать наиболее адекватные способы поведения в ней.
При формировании у детей правильных представлений о гуманной стороне жизни человека, детей нужно воспитывать всесторонне, то есть воспитывать любовь к себе, к взрослым, к сверстникам, к окружающим, к природе, к животным.
Согласно Н. Л. Кряжевой, большое значение в воспитании дошкольников имеет взаимосвязь когнитивного фактора и социальных эмоций.
Объяснить это можно следующим образом: в сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.
Л. Д. Кудрявцев отвечает, что воздействие на эмоциональную сферу вызывает у ребенка эмоциональный отклик, побуждающий к проявлению гуманности, сопереживания.
Уже у двух-трехмесячного младенца возникает положительное эмоциональное отношение к матери или другому близкому человеку. Эта эмоция, являющаяся по мнению В. С. Мухиной, зародышем всех в дальнейшем формирующихся высших человеческих чувств, названа в психологии «комплексом оживления».
По мере развития у ребенка формируются новые потребности и интересы. Интересы его распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, а вместе с тем эмоциональные проявления его становятся сложнее и содержательнее.
Е. С. Конохова в своей работе отмечает, что постепенно у ребенка возникают простейшие моральные переживания. Эмоциональные переживания начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей.
К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях.
Для понимания детских эмоций педагогу необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребенка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и переживать этот мир. В воспитательной работе очень важно добиваться единства этих двух моментов – сочетания глубокого понимания ребенком тех или иных фактов действительности с правильным отношением к ним.
Важным для формирования гуманных чувств является воздействие на действенно-практическую сферу. В этой связи отметим, что Н. В. Кондрашова придает большое значение деятельности в развитии эмоций, поясняя это так: за период дошкольного детства моральные переживания достигают достаточно высокой степени сформированности в процессе деятельности, выполнения предъявляемых детям нравственных требований. Развиваются чувства удовлетворения, радости, огорчения. Все новые социальные эмоции и нравственные чувства возникают и развиваются в процессе практических взаимодействий ребенка с окружающей действительностью и в общении со сверстниками.
При воздействии на действенно-практическую сферу, у ребенка формируются способы гуманного поведения. Они могут формироваться в процессе игры, учебной деятельности, совместного труда.
В исследованиях Р. С. Буре достаточно полно раскрывается мысль о том, что для обучения детей способам гуманного поведения, и стимулирования в добрых начинаниях необходимо:
- чтение рассказов о добрых поступках;
- демонстрация и обсуждение картин, на которых изображены добрые поступки людей, в процессе этой работы нужно стараться обогащать активный словарный запас, вводя в него такие слова: «добрый», «чуткий», «отзывчивый»;
- разучивание пословиц и поговорок. Например: «Друг тот, кто в беде руку подает», «Если сам добрый, то добротой и тебе ответят», «С добрыми людьми всегда хорошо живется».
- проведение дидактических игр типа: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Путешествие в страну добрых дел и слов».
- стимулирование к совершению добрых поступков.
В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.
В. Г. Нечаева считает, что необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.
Данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют об исключительном влиянии игры на действенно – практическую, эмоциональную сферы ребенка. В творческих играх активизируются эмоциональные переживания ребенка, игры дают ребенку возможность почувствовать такие разнообразные и сложные чувства, которые были бы совсем недоступны ему в личном, детском, неигровом опыте, обучает способам гуманного поведения. Благодаря этому педагогически верно управляемые творческие игры детей позволяют воспитать в них гуманные чувства.
По словам Н. Л. Кряжевой, чтобы активно отображать социальное содержание и социальные отношения, то есть выполнять свою основную функцию, игра нуждается в целеустремленном руководстве со стороны взрослого.
Как указывала Л. Ф. Островская: "Каждый ребенок, играя ту или иную роль, не просто фиктивно переносится в другую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к игровой роли основывается значение игры не только для развития воображения, мышления, воли, но и детской личности в целом".
Таким образом, воспитание и развитие гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста происходит эффективно при одновременном воздействии педагога на три сферы личности: на интеллектуальную сферу – формирование правильных представлений о гуманной стороне жизни человека; на эмоциональную сферу – развитие способности к сопереживанию и переживанию вообще; на действенно-практическую сферу – обучение способам гуманного поведения.