Ирина Черепанова
Особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Детям старшего дошкольного возраста присущи живой интерес к окружающему и жажда познания, а также особая восприимчивость к той информации, которую он получает как самостоятельно, так и от взрослых. В этот период дети очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы, поэтому влияя на чувства детей родители и педагоги могут с гораздо большим успехом вызвать желание "поступать хорошо". Но при этом весьма опасно постоянно упрекать ребенка и акцентировать внимание на его недостатках.
Публикация «Особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В старшем дошкольном возрасте начинают происходить изменения в коре головного мозга ребенка, в результате возрастает ее роль в регуляции поведения, развивается способность действовать по заданному образцу, выполнять указания взрослых и придерживаться существующих правил поведения. Кроме того, существенно увеличивается произвольность таких психических процессов, как восприятие, мышление, речь, внимание, память, воображение. Внимание становится сосредоточенным и устойчивым, кроме того ребенок становится способен управлять им, вследствие чего формируется способность запоминать, мобилизуя волю.
Поведение ребенка в данный период становится более целенаправленным, целеустремленным, лишенным принуждения.
Кора головного мозга становится устойчивой к внешним раздражителям, поэтому развивается способность к торможению эмоциональных порывов, ребенку становится легче ограничивать свои желания и быть сдержаннее.
Умственная и физическая работоспособность у дошкольника существенно повышается, однако ее степень зависит от личного интереса к выполняемой работе и от продолжительности однообразной работы. В этот период для поддержания внимания максимально продолжительное время необходимо обеспечивать чередование различных видов деятельности: игры, труда, занятий.
По сравнению с более ранними периодами дошкольного детства, в старшем дошкольном возрасте существенно повышается уровень наглядно-образного мышления, в связи, с чем становится возможным формирование обобщенных знаний и элементарных понятий об окружающем мире. Формирование знаний и понятий делает деятельность ребенка осознанной.
Наиболее интенсивно знания и понятия формируются в процессе совместной работы ребенка с взрослыми, когда его деятельность сопровождается пояснениями и советами.
Однако ребенку даже очень развитому еще не всегда легко реализовывать свои знания в повседневной деятельности, к тому же его жизненный опыт еще слишком мал, а управлять своими эмоциями он умеет еще не достаточно хорошо.
В дошкольном возрасте дети обычно любопытны, их живо интересуют объекты окружающей их среды, и они с интересом исследуют их свойства и качества. Поскольку к 6 годам внимание детей становится достаточно устойчивым, в этом возрасте для них становится возможным исследование и понимание простейших взаимосвязей в явлениях и процессах протекающих в природе.
В системе формирования отношений детей к природе большое место занимает развитие познавательного интереса к природе, а также эстетических чувств, связанных с ее красотой.
Расширяются представления о растениях, животных, многообразии внешнего строения конкретных живых существ, основные жизненные функции (питание, дыхание, движение, рост и развитие, размножение); различия в проявлении жизненных функций у конкретных животных и растений. (Береза, фасоль, бальзамин и другие растения получают питание из почвы с помощью корней)связь между строением органов и их функциями. понимание связи между средой обитания конкретных живых существ и особенностями их строения, образа жизни, зависимости живых существ от удовлетворения их потребностей.
Своеобразие и неповторимость каждого живого существа, необходимость бережного и заботливого отношения к природе.
Расширяются знания о целостности каждого живого существа, жизненных свойствах, об общих и индивидуальных потребностях, которые удовлетворяются в определенных условиях среды. Конкретные представления о труде человека по выращиванию растений и животных в городских и сельских условиях. Об уходе за растениями и животными, его направленности на удовлетворение всех потребностей; основные трудовые процессы по уходу за живыми объектами уголка природы, некоторыми домашними животными, растениями огорода, цветника.
Представление о человеке как живом существе. Конкретные представления о признаках, отличающих человека от растений и животных. Здоровье человека зависит от правильного удовлетворения его жизненно важных потребностей, сохранение целостности органов, качеств среды обитания; об основных правилах личной гигиены, безопасности поведения на улице и в помещении, их направленности на сохранение здоровья человека. Представления об использовании факторов природной среды (воды, солнца, воздуха) для укрепления здоровья.