Татьянина Наталья
Консультация «Воспитание гуманных чувств и культуры поведения у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «культура поведение дошкольника» С. В. Петерина определяет как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе взрослых и сверстников, в разных видах деятельности.
К задачам воспитания культуры поведения дошкольников относятся :
1) формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников;
Публикация «Консультация „Воспитание гуманных чувств и культуры поведения у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Культура поведения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
2) воспитание культуры общения с взрослыми и сверстниками;
3) воспитание культуры речи;
4) воспитание культуры деятельности.
Содержание воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста изложено в программе.
Наиболее важными условиями воспитания культуры поведения у дошкольников являются :
1) Авторитет и культура воспитателей и родителей.
2) Точное осуществление распорядка дня.
3) Организация развивающей предметно-игровой среды.
4) Положительная эмоциональная атмосфера в УДО и семье.
Воспитание гуманных чувств у детей дошкольного возраста.
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте - эмпатии. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.
Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций:
- рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста;
- изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра, занятия, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения.
Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л. А. Пеньевской, A.M. Виноградовой, И. С. Деминой, Л. П. Князевой. Л. П. Стрелковой, А. Д. Кошелевой, И. В. Княжиной, Т. В. Черник и др.
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное направление в методике - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку, обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т. д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по липу, а та радуется и смеется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что - отрицательную.
Таким образом, при систематической работе, направленной па воспитание гуманного отношения дошкольником к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.
Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно - в дошкольном возрасте лишь закладываются.