Ольга Русакова
Особенности воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Бочкарева Дарья Олеговна
Русакова Ольга Александровна
На современном этапе развития общества остаются актуальными задачи сохранения национальной культуры, народных традиций, приобщение подрастающего поколения к опыту, мудрости народа. Наиболее глубоко проблему патриотического воспитания у детей дошкольного возраста исследовали Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., которые определили условия и средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий развития патриотических чувств ребенка она считает создание определенной обстановки вокруг него. Основными средствами воспитания любви к Родине Козлова С. А. считает художественное слово, музыку, изобразительное искусство, так как они помогают детям эмоционально воспринимать окружающее.
Публикация «Особенности воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Современные исследования воспитания любви к родному городу Алешиной Н. В., Рыбаловой И., Корняевой Г. основаны на принципах патриотического воспитания, принципе синтеза чувств, сознания и поведения. Исследователи отмечают, что краеведческий подход в образовании дошкольников способствуют формированию социальной компетентности ребенка, дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбирать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане, т. е. накапливаемый опыт касается как познания и преобразования действительности, так и отношения к ним. Так, рассматривая методы, направленные на формирование нравственных чувств, представлений, сужде-ний и оценок, Нечаева В. Г. и Макарова Т. А. предлагают наиболее эффек-тивные следующие:
• беседы воспитателя на этические темы;
• чтение художественной литературы и пересказ;
• рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, радио и телепередач.
Так, общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина. Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающие его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию, и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка. По мнению Казаковой Т. Г., при воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело. Важным средством патриотического воспитания Гасанов З. Т. выделает приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников войн. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств. Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посовето-вать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно. Что же касается устного народного творчества, то это богатейший материал для формирования представлений о Родине. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества. Самые короткие - пословицы и поговорки они узнали еще в младшем возрасте, с загадками познакомились в среднем. Для знакомства с культурой важно не только, чтобы ребенок пассивно знал некий набор поговорок и прибауток, но чтобы они использовались им в подходящих случаях – в игре или обрядах. Малая форма народного фольклора все еще присутствует и в программе и в быту детей – песенки, потешки и заклички, но интерес детей уже к ним не так сильно выражен, как в предыдущих возрастных группах. Зато становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки. Как отмечает Волков Г. Н. загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими родными, остающимися в памяти на всю жизнь.
Безусловно, русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, по мнению Аникина В. П. не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих взрослых) остается народная сказка.
Особым древним жанром устного народного творчества являются - былины, с которым детей знакомят в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин вплотную подходят к патриотическому воспитанию. Для детей используются адаптированные варианты текстов. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью.
Так же, одним из важнейших средств развития патриотических чувств является чтение стихотворений о Великой Отечественной войне, которые являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи Михалкова С., Васильева С., Твардовского А., Барто А. о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляюще.
В сюжетно-ролевых играх, дети пытаются воспроизвести события великой отечественной войны. Несомненно, эти игры развивают интерес к представлению о Родине. Но самое главное - в народных играх дети учатся приобщаться к народным традициям. Народная игра содержит информацию, дающую представления о повседневной жизни предков – их опыте, труде, мировоззрении, о традициях многих поколений», которые именно через игровое общение усваивали культуру своего народа. Народная игра имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия сказки или легенды. Социокультурный смысл народной игры состоит в том, что она развивает у ребёнка навыки социального поведения.
Особенность игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции семейные, трудовые, празднично-игровые. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными считалками, жеребьевками, которые дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор ведущего и точное выполнение правил, чему способствует ритмичность, напевность, характерное скандирование считалок.
В своей работе Лялина Л. А. отмечает, что народные игры способствуют приобщению детей не только к игровой практике народа, но и народной культуре в целом. Радость движения во время игры сочетается с духовным обогащением, у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-положительная основа для развития гражданско - патриотических чувств, для формирования взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
В дошкольном детстве чувства проявляются в разнообразной деятельности. Одним из видов деятельности, в которых ребенок выражает свое отношение к окружающему, является сюжетное рисование. Отображая события и явления окружающего мира, ребенок передает не только зрительные впечатления, но и то отношение к действительности, которое сформировалось у него под влиянием социальной среды, воспитания. В этом смысле рисунок каждого ребенка отражает его восприятие мира, интересы, его оценки различных явлений и событий. Изображая те или иные события, ребенок тем самым уже оценивает их как важные и неважные для него. Эмоциональное отношение к изображаемому событию передается ребенком с помощью основных средств выразительности: композиции, цвета, линий. Всё красивое, хорошее, доброе прорисовывается ребенком тщательно и подробно, изображается на переднем плане крупно, яркими красками.
В исследовании Канащенковой В. В. при использовании произведений искусства предлагается учитывать региональный компонент в подборе художественных произведений искусства, и, прежде всего, знакомить детей «с произведениями местных художников и поэтов, воспевающих красоту колорит родного края». В рамках нашего исследования данный принцип является основополагающим.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости и важности воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Исследователями разрабатывалось и уточнялось содержание воспитания любви к родному краю, предлагались различные средства, методы, такие как игра, беседа, чтение художественной литературы, приобщение к традициям, обращалось внимание на использование изобразительного искусства как одного из таких средств. Вместе с тем, на наш взгляд, изобразительная деятельность обладает большими возможностями для более эффективного воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Список использованных источников:
1. Буторина Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова. – Санкт-Петербург : Каро, 2004. – 224 с
2. Кожанова М. Б. Регионально-этническая направленность воспитания как системообразу-ющий фактор педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении : [мо-нография]. / М. Б. Кожанова – Чебоксары : ЧГПУ, 2006. – 263 с.
3. Козлова С. А. Дошкольная педагогика : учеб. для студ. сред. проф. учеб. зав. / С. А. Козло-ва, Т. А. Куликова– Москва : Академия, 2007. – 416 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г.) : [Электронный ресурс] // https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.