Яна Штрайб
Особенности воспитания и развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности воспитания и развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания
Специфика работы воспитателя в группах компенсирующей направленности заключается в том, что помимо общеобразовательных задач он выполняет и ряд коррекционно-развивающих задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает своё внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений, но и на дальнейшее развитие личности самого дошкольника.
Публикация «Особенности воспитания и развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
В задачу воспитателя, также входит создание доброжелательной обстановки в детском коллективе. Но тут на пути воспитатель может столкнуться с не которыми трудностями. Речь пойдет о детях, которые зачастую оказываются наиболее трудными для воспитателей детских садов. Они создают наибольшее количество трудностей, как для себя самих, так и для своих родителей, для детей в группе и для воспитателей. Как правило, в каждой группе детского сада находится 1-2 таких ребенка, но есть и несколько других, у которых проблемы выражены мягче, но тоже требуют внимания. Однако в таких ситуациях стоит присмотреться к ребенку: весьма вероятно, что причиной плохого поведения и гиперактивности является синдром дефицита внимания.
Если у вас ребенок с синдромом дефицита внимания, этого невозможно не заметить, поскольку такие дети резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Одной из специфических черт таких детей является излишняя суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. Такому ребенку трудно удерживать контакт со сверстниками, да и со взрослыми. У дошкольника при взаимодействии с детьми возникают трудности. В активных играх, где много контакта, такому ребенку сложно рассчитывать силу. Вот и получается, кого то ударил, кого то толкнул. Даже обычные игры в прятки могут перерастать в агрессивные импульсы, и ребенок пытается толкнуть или даже ударить своего партнера по игре. И все потому, что ребенку не хватает чувствительности, сложно соизмерить прочувствовать ритм, такт, силу во взаимодействии со сверстниками. Здесь становится понятно, как сложно встроиться ребенку в новую систему. Он, к сожалению, вынужден получать негативную реакцию со стороны окружающих.
Последнее время дети с синдромом дефицита внимания достаточно распространенное явление. Говорить о причинах мы не будем, речь пойдет об этой проблеме, как о данности. О том, что имеет место быть, о понимании, и трудностях возникающих в связи с этой проблемой, которые необходимо разрешать.
Нарушения поведения, связанные с недостатками внимания, проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.
Мы хотим поделиться своим педагогическим опытом работы с детьми дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания. Такая работа требует совместной работы семьи и детского сада. Чрезвычайно важной стороной психолого-педагогической ситуации при семейном воспитании являются взаимоотношения, которые существуют в семье. Родители должны получить верный инструктаж, так как отношения в семье играют большую роль в воспитание детей с синдромом дефицита внимания.
Правильное отношение к ребенку проявляется в полном понимании недостатков ребенка, в понимании тех его особенностей, которые, например, не позволяют ему в течение длительного времени сосредоточенно выполнить задание так, как требуется, терпение при работе с ним, готовность ему помочь всегда, когда это требуется.
Мы заметили, что важным условием, серьезно влияющим на результаты и жизненные успехи таких детей, является продуманная система требований, которые окружающие предъявляют ребенку, начиная с самого раннего возраста, но всегда с учетом возможностей ребенка.
Таким образом, семейное воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания является составной частью системы заботы о нем. Оно вместе с врачебной, психологической и специальной педагогической помощью способствует оздоровлению ребенка и вовлечению его в жизнь общества.
В своей работе мы стараемся избежать перегрузки для ребенка. Можно использовать ласковые прикосновения, которые помогут ребенку расслабиться. Но не забывайте, что для таких детей нужен строгий распорядок дня. Дети легче будут реагируют на изменения, если знают о них заранее. Задача должна быть ребенку «по плечу» и выполнимой. Но нельзя задавать дошкольнику слишком много заданий единовременно или давать слишком сложные задания без перерыва на отдых. После каждого выполненного задания ребенку должен передохнуть и восстановить силы.
В работе с дошкольниками с синдром дефицита внимания мы придерживаемся следующего:
1. Нужно выбрать линию поведение
Чтобы помочь им вырабатывать лучшие привычки и поведение, педагогом и родителям необходимо выбрать одно определенное поведение, над которым вы вместе будете работать в данный момент. Позже, по мере продвижения вашей программы, можете добавить еще один или два вида поведения, но в начале работайте только с одним.
2. Выбор способа поощрения
Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учёбе вознаграждайте. В качестве поощрения можно включить и материальное вознаграждение за продолжительный период соответствующего поведения. Меньшие достижения можно поощрять наклейками или только словами: «Ты молодец». После определенного количества наклеек он может получить более ощутимую награду, например, просмотр мультфильма или посещение друга.
3. Не забывайте вносить разнообразие
Изменяйте режим занятия - устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и релаксацией.
Во время занятий желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его. Больше давайте творческих, развивающих заданий и наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется также частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
Также в работе мы используем игровые методы. Игры мы подбираем такие, на которых нужно развивать внимательность. Например, поиск предметов. Также, в зависимости от анамнеза, могут подбираться вариации игр, где нужно движение, либо, наоборот, его отсутствие. В некоторых играх будет предложено снять стресс и расслабиться.
С дошкольниками с синдром дефицита внимания мы используем такие игры как:
«Найди отличие»
Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.
Описание игры: ребенок рисует любую несложную картинку (котика, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем они меняются ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. в этом случае дошкольники по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, что изменилось.
«Ласковые лапки»
Цели: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.
Описание игры: взрослый подбирает 6 – 7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть.
Воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
«Броуновское движение»
Цель: развить умение распределять внимание.
Описание игры: все дети встают в круг, ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Воспитанникам сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
«Передай мяч»
Цель: снять излишнюю двигательную активность.
Описание игры: сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Нужно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей.
«Запрещенное движение»
Цель: игра по четким правилам организует, дисциплинирует и сплачивает детей, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.
Описание игры: дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.
Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).
Совместно с психологами помогайте ребёнку адаптироваться в условиях детского сада и детском коллективе — воспитывайте навыки работы на занятиях, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.