Саркисян Мила
Особенности умственного и психического развития детей раннего и дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности умственного и психического развития детей раннего и дошкольного возраста
Раннее детство состоит из двух стадий — младенческого возраста (от рождения до года) и раннего возраста (от одного года до трех лет). В младенческом возрасте наблюдается полная зависимость от взрослого, который обеспечивает полноценное вскармливание и достаточный гигиенический уход. Эмоциональное, непосредственное общение — ведущий ТИП деятельности в этом возрасте. Задачи взрослого — создать все условия для нормального психофизического развития детей. В исследованиях М. Ю. Кистяковской, Е. О. Смирновой, С. Л. Новоселовой, М. И. Лисиной, Л. Н. Павловой, Е. Б. Волосовой, Э. Г. Пилюгиной и др. психолого-педагогические особенности рассматриваются под углом чинается с характеристики ведущей деятельности. Затем дается содержательная характеристика четырех направлений развития ребенка, где эти особенности проявляются, совершенствуются, складываются: физическое, познавательное, социальное, эстетическое развитие. Отличительными особенностями младенческого возраста являются :
Публикация «Особенности умственного и психического развития детей раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах
• Наблюдается быстрый темп физического и психического развития;
• Формируется двигательная активность и сенсомоторная координация;
• Интеллект формируется на основе действий с предметами;
• Появляются первые слова, которые имеют ситуативный характер и понятны близким людям
• Интенсивно развивается общение со взрослым. Первая форма общения — эмоциональная — непосредственная (ситуативно-личностная). Вторая форма общения — эмоционально-опосредованная (ситуативно —деловая);
•Начинает формироваться образ «Я», появление первых желаний («хочу», «не хочу»);
•Ребенок воспринимает разнообразие ярких цветов, звуков, форм;
• Развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, пение. Тип отличительных особенностей младенческого возраста позволяет определить содержание и условия педагогической работы. Ребенку первого года жизни необходимо обеспечить общение со взрослыми. Позитивное, эмоционально окрашенное общение основывается на сотрудничестве с ребенком, формирует уравновешенность, чувство защищенности, познавательной активности. После года ведущая деятельность — предметная, где происходит усвоение способов действий с предметами.
В раннем возрасте происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности с предметами. Процессуальная игра складывается как самостоятельный вид деятельности ребенка. Отличительными особенностями раннего возраста является : — темпы роста и физического развития ребенка по сравнению с младенческим возрастом несколько снижается; — интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно - психического развития; — увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность; — увеличивается период активного бодрствования (до 4 — 4,5 часов); — организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды; овладевает основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, мазание, действия с предметами); — овладевает элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания; — активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, много и активно экспериментирует, наблюдает; закладываются основы наглядно — образного и символического мышления. — овладевает родным языком, использует основные грамматические категории и словарь разговорной речи. — проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; — осознает свою половую принадлежность («Я — мальчик», «Я — девочка»); — ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, ярко выражает свои чувства; — появляется фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу», что находит выражение в самостоятельности и инициативности; у детей появляется стремление к достижению результата, продукта своей деятельности. Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лег, в котором поражается возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий.
Основными симптомами этого кризиса является негативизм, упрямство, строптивость и своеволие, бунт против окружающих. За этим стоят личностные новообразования: «система Я», личное действие, сознание «Я сам», чувство гордости за свои успехи и достижения. При правильном поведении взрослого протекание кризиса можно смягчить. Необходимо помнить, что при всем стремлении к самостоятельности, у взрослого остается важнейшая функция, которую ребенок еще не освоил сам и ждет ее от взрослого. Это функция ценителя достигнутых ребенком результатов. Отсутствие у ребенка интереса к оценке взрослого, потребность только в положительной оценке независимо от достигнутого, отсутствие переживания неуспеха в деятельности — признаки неправильно складывающихся взаимоотношений. Оценка взрослого способствует возникновению и развитию «Системы Я», потребность в одобрении, признании, поддерживает уверенность в себе, своих силах, в том, что он хороший, его любят. При затруднениях взрослый незаметно помогает ему, воздерживаясь от негативных оценок. Отрицательные оценки влияют на взаимоотношения ребенка с другими детьми и могут привести к эмоциональному неблагополучию в группе. Таким образом, становление «системы Я» и самооценки знаменует переход к новому этапу развития — дошкольному детству. Дошкольный возраст начинается с изменения ведущей деятельности -появляется ролевая игра. Взрослый становится эталоном, образцом подражания. В игре моделируются отношения, происходит развитие общих и специфических способностей ребенка. В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) сохраняется особенность раннего возраста — потребность во взрослом. Но взрослый выступает уже не «носителем» предметного мира, а законодателем норм и правил поведения. Ребенок овладевает различными способами взаимодействия с другими людьми.
Отмечаются следующие особенности детей младшего дошкольного возраста : — возникает интерес и желание вести здоровым образ жизни — выполнять гигиенические процедуры, режим дня, совершенствовать движения. — происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются все морфофункциональные системы; — интенсивно развиваются моторные функции возрастает двигательная активность (на протяжении пребывания в ДОJ объем двигательной активности составляет 10-14 тысяч условных шагов, интенсивность – до 40-55 движении в минуту; — движения детей имеют преднамеренный и целеустремленный характер; — обмечается слабость волевых регуляций, волевых усилий по преодолению трудностей; — увеличивается работоспособность детей; — совершенствуются основные виды движений, физические качества развиты слабо; — большая роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (возраст «почемучек»); — расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем, возникают новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире; — наиболее интенсивно в этом возрасте развивается память, однако она еще носит непроизвольный характер; — ребенок начинает использовать символические представления предметов и событий. Много фантазирует, используя символическое средство — речь.
Символическая функция — качественно новое достижение в умственном, познавательном развитии ребенка младшего дошкольного возраста — знаменует собой зарождение внутреннего плана мышления, который нуждается во внешних опорах (игровых, изобразительных, вещественных символах) : — ребенку свойственен наивный антропоморфизм, по его мнению, все окружающие предметы способны «думать» и «чувствовать», как он сам; — ребенок — реалист, для него реально все, что существует; — ему свойственен эгоцентризм, он не умеет видеть ситуацию глазами другого, всегда оценивает ее со своей точки зрения; - способность к целеполаганию находится еще в стадии становления; - наблюдается элементарное планирование деятельности, предполагающее 2-3 действия; — ребенок начинает понимать «язык чувств», эмоциональные экспрессии выражение радости, печали и т. п.); — способен сдерживать непосредственные ситуативные желания «Я хочу». — ребенок способен проявлять сочувствие, сопереживание, которые становятся регулятором поведения и общения ребенка. — возрастает интерес к сверстникам, осознание своего положения среди детей. Ребенок становится более самостоятельным, инициативным. Взрослый в специфических видах детской деятельности развивает творчество детей, желание экспериментировать, активно познавать и преобразовывать вещи, материалы, создавать свой оригинальный продукт. Свобода поведения детей 3-5 лет не исключает формирование у детей чувства осторожности, привитие ему знаний основ безопасности. В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) все психолого-педагогические особенности личности ребенка становятся более содержательными: существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности и стойкая мотивация достижения. Фактическое складывание личности (А. Н. Леонтьев) связано с устойчивым соотношением мотивов. Происходит их соподчинение, т. е. иерархия мотивов. На этой основе формируется воля и произвольность старшего дошкольника.
Возникают первичные этические инстанции: формируется моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция поведения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства. В сюжетно — ролевой игре происходит присваивание различных нормативов. Соблюдение норм, правил становится одним из важнейших критериев, которыми ребенок оценивает всех людей формируется «внутренняя позиция» (С. Г. Якобсон, М. И. Лисина, желание помочь сочетается со сравнением себя с литературными героями, сверстниками. Внутренняя общность (Е. О. Смирнова) делает возможными как активно — действенное сопереживание, так и взаимопомощь, содействие другому; -самосознание ребенка сочетается с самопознанием, собственной индивидуальности, самоценности. Охотно помогая сверстникам дети не воспринимают чужие успехи как свое поражение; -преобладает оценочное, объектное отношение к себе и другим. Это порождает постоянное самоутверждение, демонстрацию своих достоинств, их аргументирование. Все это может вызвать проблемные формы межличностных отношений (повышенная конфликтность, неуверенность в себе, застенчивость, агрессивность).
Задача педагогов — формировать у детей 6 лет пред учебный тип позиции, когда в самостоятельной деятельности преобладает игровая позиция, при совместной деятельности со взрослым — учебная. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, как физиологические (темп психических процессов, подвижность нервной системы (лабильность, стеничность (общий тонус) активности, тип личности (мыслительный и художественный, так и приобретенные, в результета неправильных педагогических действий взрослого (тревожность, аутизм, интеллектуализм (как гипертрофированное развитие ориентировки на мыслительную деятельность