Светлана Эпова
Особенности творческого мышления детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности творческого мышления детей дошкольного возраста.
Наиболее существенными операциями мышления ребенка является анализ, синтез, обобщение и абстракция, причем все эти процессы между собой связаны в любом виде умственной деятельности.
Рассмотрим виды мышления :
1. Наглядно – действенное – познание через манипулирование или действия с различными предметами. Развитие подобного вида мышления особенно интенсивно идет с 3-4 летнего возраста, являясь ведущим до 4-5 лет.
Темочки:
2. Наглядно- образное мышление – познание через представления о предметах и явлениях окружающего мира, формируется примерно с 3,5 -4 лет и является ведущим до 6-6,5 лет. Основой для развития данного мышления служит наглядно – действенное мышление. То есть теперь маленький человек может решать задачи без непосредственно практических действий с предметами.
Что же такое «творческие способности», или «креативность» (от лат. «creation» - созидание? Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: «Это способность удивлять и познавать,умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.
Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, есть игра. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности контролировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предположения других. У детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление достичь какого-нибудь конкретного результата игры. Развитие творческого потенциала личности происходит в творческой деятельности, непременное условие которой – получение ребенком удовольствия от этой деятельности.
Упражнение «Составь фигуру»
Цель: Развивать мышление, конструктивные пространственные способности практического плана.
На рисунке даны три ряда частей фигур, из которых можно составить круг. Задачей ребенка является составление из данных частей круга. Для подобного вида задания можно использовать треуголдьник. Прямоугольник, квадрат.
Игра «На что похоже?»
Цель: Формировать у детей умение создавать в голове различные образы, т. е. визуализировать
Упражнение «Классификация»
Цель: Ребенку необходимо самостоятельно выбрать и разделить предлагаемые фигуры на группы
Важно, чтобы ребенок выполняя это задание нашел как можно больше оснований для квалификации. Например, это может быть классификация по форме, цвету. Размеру; деление на три группы: круглые, треугольники, четырехугольники, или две группы: белые и не белые и т. д.
Упражнение «Путешествие животных»
Цель: Формировать умение рассматривать различные пути или варианты достижения цели, оперируя предметами в мысленном плане.
В качестве основы упражнения имеется игровое поле из девяти квадратов. В каждом квадрате изображен какой- либо схематический рисунок, понятный ребенку.
Содержание задания заключается в путешествии какого – либо животного по игровому полю. Однако движение происходит не хаотично, а по установленному взрослым правилу. Например: нельзя прыгать в соседние квадратики, потому что оно может прыгать только через однгу клетку в любом направлении.
Игра «Путешествие растений»
Цель: Побуждать детей к описанию фантастических ситуаций, возникших в результате взаимодействия объекта с окружением.
Ход игры: На горизонтали- карточки с изображением растений (береза, клюква, роза, кактус)На вертикали – карточки с изображением местности (тайга, болото, парк,пустыня)
Задание: 1 Выбери растение, положи карточку в нужную клетку таблицы и расскажи. где оно живет.
2. Помести карточку с изображением растения в другую клетку таблицы (в необычное место обитания). Расскажи, что или кто поможет ему выжить в этих условиях.