Федорина Ольга Александровна
Особенности творческих способностей и специфика их формирования у старших дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности творческих способностей и специфика их формирования у старших дошкольников с ЗПР
В России проблему творчества как фактора развития личности ребёнка в последнее десятилетия рассматривали Н. А. Ветлугина, Л. Г. Дмитриева, А. Н. Зимина и др. исследователи. Однако в педагогике вопросы, непосредственно связанные с определением влияния изобразительной деятельности на развитие творческих способностей у дошкольников с задержкой психического развития недостаточно разработаны.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей этой категории.
Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы – органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми.
В своих работах Л. С. Выготский отмечал, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, этот опыт представляет материал, которым располагает воображение. У дошкольников с задержкой психического развития этот опыт меньше, у них снижена познавательная активность, ограничен запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированы пространственные и временные представления, беднее словарный запас, снижена потребность в общении, недостаточная целенаправленность.
В исследованиях Т. В. Егоровой и П. Б. Шошина отмечаются замедление приёма и переработки сенсорной информации, снижение объема кратко и долговременной памяти. Все это влияет на приобретение необходимого опыта для полноценного творческого воображения.
Дети с ЗПР в творческой изобразительной деятельности испытывают трудности в реализации образа в соответствии с замыслом. Это связано с тем, что дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью, что затрудняет построение и восприятие целостного образа, испытывают трудности в построении взаимосвязей между предметами и явлениями. Присущая этим детям монотонность, однообразие и неосознанность деятельности влечет за собой стереотипность и подражательность образных действий.
У дошкольников с задержкой психического развития также наблюдается отставание в формировании навыков общения, эти дети предпочитают работать в одиночестве. В творчестве это проявляется, как неумение взаимодействовать в группе и полноценно отражать сюжет, дети скованы, напряженны, не уверены в себе, в своих возможностях.
Таким образом, творческие способности у старших дошкольников с задержкой психического развития формируются со значительным запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Их формирование зависит от развития психических и физических функций, но это связь взаимообусловлена, с одной стороны, творчество зависит от качества сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой – оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действий.
Психолого-педагогические исследования выявили, что дети с задержкой психического развития имеют потенциальные возможности усвоения программного материала, но для этого необходимо создать адекватные психофизическому развитию этих детей условия обучения, которые способствуют повышению уровня обучаемости и социальной адаптации.
Одно из направлений, которое способствует комплексному развитию дошкольников с задержкой психического развития – это разнообразная творческая изобразительная деятельность. В процессе рисования и лепки дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке или поделке, дети получают удовлетворение и положительные эмоции, усиливается работа воображения.
Благодаря творческой изобразительной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. При рисовании и лепке по образцу у детей развивается внимание, а по представлению – память.
В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ЗПР важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе лепке и рисованию. К сожалению, на занятиях нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их высокая коррекционная значимость. Между тем применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей и т. д. В лепке применять пластилин не только для объемных фигур, но и делать плоскостные рисунки на картоне и бумаге. Они пробуют рисовать предметы руками, получать поделки и изображения с помощью подручных средств, с помощью природного материала и т. п. На занятиях с использованием нетрадиционных техник продуктивной деятельности развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать.
Как известно, дети с ЗПР часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке или поделке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия.
При непосредственном контакте пальцев рук с материалами дети познают их свойства: структуру, густоту, твердость, вязкость. Ознакомлению с новыми цветами, их оттенками помогает игра с цветом. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности, цветоразличения.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед результатом и боязнь не справиться с процессом. Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования.
Многие виды нетрадиционного рисования и лепки способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук, способствуют точности и быстроте, формируют навыки работы с инструментом, развивают терпение, аккуратность, внимание.
Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Кроме того, каждый ребенок может выбрать ту технику, которая больше ему нравится. Занятия с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Исследователи указывают на то, что нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Так, М. И. Чистякова отмечает, что нетрадиционное рисование увлекает детей, а чем сильнее ребёнок увлечён, тем больше он сосредотачивается. Если чрезмерно активный ребёнок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе игры в кляксы зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Круг внимания ребёнка сужается и сосредотачивается на малой зоне. У детей с трудностями поведения и характера сюжеты рисунков, выполненных с помощью клякс, становятся менее агрессивными по содержанию и более сочными, яркими и чистыми по цвету.
Рисование в несколько рук, как коллективная форма работы, сближает детей единой целью, у них развивается навыки культуры общения, эмоционально теплые отношения со сверстниками, происходит усвоение нравственных норм, правил поведения. М. В. Ермолаева пишет: «Вовлекая проблемного ребёнка в подлинно творческую работу, мы способствуем коррекции его мотивационной сферы – основы его поведения, чувствования, эмоционального реагирования. Коллективное детское творчество рождает особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребёнка, поскольку в творчестве всегда есть желание заразить своим чувством другого человека».
Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников с ЗПР в целом.