Никифорова Татьяна
Особенности социализации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Социальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста – достаточно актуальная проблема, поскольку от степени сформированности социально-коммуникативных умений зависит не только процесс обучения и его результативность, но и весь процесс социализации, и развитие личности ребенка. Исследованиями возрастных особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста занимались и занимаются в настоящее время различные педагоги и психологи (А. И. Баркан, Р. С. Буре, Л. С. Выготский, А. Г. Гогоберидзе, Н. Ю. Дмитриева, А. Н. Леонтьев и многие другие).
Публикация «Особенности социализации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дети третьего года жизни становятся гораздо самостоятельнее, чем в предшествующем периоде развития. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры и наглядно-действенное мышление.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает для ребенка самостоятельное значение. Дети третьего года жизни продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов к данному возрасту значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращений взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослого.
Интенсивно развивается активная речь. К трем годам дети осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основание для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты в этом возрасте возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка младшего дошкольного возраста в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
К концу младшего дошкольного возраста начинается активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Взрослый должен поощрять познавательную активность ребенка, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Вместе с детьми взрослый переживает чувства удивления, радости познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет) характеризуется, прежде всего, развитием игровой деятельности: в игре появляются игровые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
В возрасте 5-6 лет у детей проявляется и высокая познавательная активность. Ребенок уже нуждается в непосредственных содержательных контактах со сверстниками, которые становятся все более длительными и активными. Дети самостоятельно могут объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств).
Возраст 6-7 лет характеризуется появлением в сюжетно-ролевых играх сложных взаимодействий людей, которые отражают характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Усложняется и игровое пространство. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Таким образом, ребенок в своем коммуникативном развитии проходит огромный путь – от ситуативно-делового общения со взрослым и наглядно-действенного мышления до освоения мира вещей как предметов человеческой культуры, форм позитивного общения с людьми, развития половой идентификации, а также высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Список литературы:
1. Баркан, А. И. Современный дошкольник : книга для воспитателей и родителей / А. И. Баркан. М. : ОлмаМедиаГрупп / Просвещение, 2015. 192 с.
2. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А. Н. Леонтьев. М. : Смысл, 2010. 426 с.
3. Авдеева, Ю. В. Коммуникативное развитие детей / Ю. В. Авдеева. М. : Сфера, 2012. 128 с.
4. Деркунская, В. А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре / В. А. Деркунская; под ред. Е. А. Андрюковой. М. : Педагогическое общество России, 2014. 128 с.
5. Дмитриева, Н. Ю. Кризисы детского возраста : все о возрастных особенностях ребенка / Н. Ю. Дмитриева; под ред. О. Морозовой, Н. Калиничевой. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. 153 с.
6. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников : методическое пособие / Р. С. Буре. М. : Мозаика-Синтез, 2015. 80 с.
7. Гогоберидзе, А. Г., Солнцева, О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. 2-е изд., перераб. и доп. СПб. : Питер, 2015. 464 с.