Получи документы

Особенности социализации детей дошкольного возраста

Никифорова Татьяна
Особенности социализации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Социальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста – достаточно актуальная проблема, поскольку от степени сформированности социально-коммуникативных умений зависит не только процесс обучения и его результативность, но и весь процесс социализации, и развитие личности ребенка. Исследованиями возрастных особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста занимались и занимаются в настоящее время различные педагоги и психологи (А. И. Баркан, Р. С. Буре, Л. С. Выготский, А. Г. Гогоберидзе, Н. Ю. Дмитриева, А. Н. Леонтьев и многие другие).

Публикация «Особенности социализации детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дети третьего года жизни становятся гораздо самостоятельнее, чем в предшествующем периоде развития. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры и наглядно-действенное мышление.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает для ребенка самостоятельное значение. Дети третьего года жизни продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов к данному возрасту значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращений взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослого.

Интенсивно развивается активная речь. К трем годам дети осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основание для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты в этом возрасте возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка младшего дошкольного возраста в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

К концу младшего дошкольного возраста начинается активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Взрослый должен поощрять познавательную активность ребенка, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Вместе с детьми взрослый переживает чувства удивления, радости познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) характеризуется, прежде всего, развитием игровой деятельности: в игре появляются игровые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

В возрасте 5-6 лет у детей проявляется и высокая познавательная активность. Ребенок уже нуждается в непосредственных содержательных контактах со сверстниками, которые становятся все более длительными и активными. Дети самостоятельно могут объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств).

Возраст 6-7 лет характеризуется появлением в сюжетно-ролевых играх сложных взаимодействий людей, которые отражают характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Усложняется и игровое пространство. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.

Таким образом, ребенок в своем коммуникативном развитии проходит огромный путь – от ситуативно-делового общения со взрослым и наглядно-действенного мышления до освоения мира вещей как предметов человеческой культуры, форм позитивного общения с людьми, развития половой идентификации, а также высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Список литературы:

1. Баркан, А. И. Современный дошкольник : книга для воспитателей и родителей / А. И. Баркан. М. : ОлмаМедиаГрупп / Просвещение, 2015. 192 с.

2. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А. Н. Леонтьев. М. : Смысл, 2010. 426 с.

3. Авдеева, Ю. В. Коммуникативное развитие детей / Ю. В. Авдеева. М. : Сфера, 2012. 128 с.

4. Деркунская, В. А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре / В. А. Деркунская; под ред. Е. А. Андрюковой. М. : Педагогическое общество России, 2014. 128 с.

5. Дмитриева, Н. Ю. Кризисы детского возраста : все о возрастных особенностях ребенка / Н. Ю. Дмитриева; под ред. О. Морозовой, Н. Калиничевой. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. 153 с.

6. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников : методическое пособие / Р. С. Буре. М. : Мозаика-Синтез, 2015. 80 с.

7. Гогоберидзе, А. Г., Солнцева, О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. 2-е изд., перераб. и доп. СПб. : Питер, 2015. 464 с.

Публикации по теме:

Игра как средство социализации детей дошкольного возраста Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии! Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему: «Роль процесса.

Картотека игр для развития социализации детей старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад № 46 «Одуванчик» «Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным - первоначальная задача обучения» К. Д. Ушинский.

Клубный час, или Технологии эффективной социализации детей младшего дошкольного возрастаКлубный час, или Технологии эффективной социализации детей младшего дошкольного возраста «…Неправильность в организации жизни детей в детском саду рождает в ответ детскую агрессивность и инфантилизм. Дети хотят играть, а их.

Художественно-творческая деятельность как средство социализации детей старшего дошкольного возраста Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена поиском новых технологий, обеспечивающих психолого-педагогическую поддержку позитивной.

Использование малых фольклорных форм в социализации детей младшего дошкольного возраста «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,.

Из опыта работы «Использование сказкотерапии в социализации детей среднего дошкольного возраста» Изучение проблемы использования сказкотерапии для формирования нравственного мира, общечеловеческих ценностей особенно актуально в настоящее.

Особенности социализации детей с ОВЗ и с сохранным развитием Своеобразие и особенности социализации детей с ОВЗ. Социализация — процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную.

Сказкотерапия как средство социализации детей раннего дошкольного возраста Сказкотерапия, как средство социализации детей раннего дошкольного возраста. Ребенок в сказке вырастает мудрым. И духом тверже и добрее.

Театрализованная деятельность как форма социализации детей младшего дошкольного возраста Здравствуйте, меня зовут Сапрыкина Ольга Николаевна, я воспитатель, представляю Центр Развития ребёнка детский сад N 103 г. Воронеж. Тема.

Технология сотрудничества как средство социализации детей дошкольного возраста Общение детей между собой и с воспитателем рассматривается как важный фактор, обеспечивающий эффективность обучения. При этом отмечается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности социализации детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 сентября 2019 в 09:38
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности социализации детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Никифорова Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД