Кустова Виктория
Игра как средство социализации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии! Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему: «Роль процесса социализации в социально-педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации».
В настоящее время проблема приобщения дошкольников к социальному миру остается одной из главных в процессе формирования личности ребенка. Перед педагогами стоит задача воспитания самостоятельной, целенаправленной личности с саморегуляцией собственных действий; с усвоением норм и правил, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развивающей общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Игра как средство социализации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
Именно в период детства закладываются основы социальной компетентности. От того как она осуществляется именно в этом возрасте, зависит качество последующего развития ребенка.
В ее формировании ведущую роль играют семья и детский сад, являясь первичными и центральными институтами социализации. Образовательные функции этих институтов различны, но только в совокупности они создают оптимальные условия для вхождения ребенка в социум.
Главной задачей социализации ребенка считается развитие социально активной личности, способной к творческой деятельности, к самореализации и устойчивая гармоничная система отношений к другим людям, обществу, труду и к себе.
Развитие ребенка дошкольного возраста в образовательной деятельности должно обеспечиваться целостным процессом социализации-индивидуализации. На сегодняшний день, для ДОО важным является вопрос о создании условий для позитивной социализации-индивидуализации ребенка в условиях ДОО. Его приоритетным условием является организация педагогического пространства, с учетом задач и хода развития индивидуальных качеств ребенка.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить роль процесса социализации в социально-педагогической деятельности.
Объект исследования: рассмотрению подлежит вопрос о том, как проходит процесс социализации детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: выявить ее роль в социально-педагогической деятельности.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы процесса социализации и социально – педагогической деятельности в ДОО.
2. Определить уровень сформированности социализации старших дошкольников МДОУ «Детский сад № 6 «Родничок» комбинированного вида» города Оленегорска.
3. Разработать и экспериментально проверить комплекс средств, направленный на повышение уровня социализации детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: если в процессе социализации применять специально подобранный комплекс средств социально - педагогической деятельности педагогических работников, то уровень социализации детей старшего дошкольного возраста повысится.
Для достижения поставленной цели мы использовали следующие методы: анализ научно-методической литературы, проанализировали психолого-педагогическую литературу и выявили теоретические основы процесса социализации и социально – педагогической деятельности в ДОО. Обобщив мнение психологов и педагогов, раскрыта сущность понятия социализация и ее виды; цель, содержание и особенности социально-педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации; специфика процесса социализации детей дошкольного возраста; рассмотрена игровая деятельность детей и её влияние на их социализацию. Имело место наблюдение за детьми (в образовательной деятельности, в игровой, самостоятельной и в режимных моментах). Проводилось тестирование; педагогический констатирующий и формирующий эксперимент; сравнительная обработка данных.
В дошкольном возрасте, у детей ведущей деятельностью является – игра. И социализация ребенка тоже осуществляется, прежде всего, в игре. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству. Игра выступает как средство социального и психического развития, способ общественного усвоения действительности. Особое место уделяется тем играм, которые дети придумывают сами - это сюжетно-ролевые игры и творческие. В них дети отражают события, вещи, ситуации из реальной жизни и деятельности родителей и других взрослых. Такие игры позволяют производить в психике ребенка качественные изменения, в них дети тренируют социальные проявления, учатся взаимодействию со сверстниками, соизмеряют свои возможности с возможностями других детей, учатся выстраивать отношения, т. е. сотрудничать.
Был проведен эксперимент, в котором принимали участие 15 детей в возрасте 5-6 лет.
Исследование проходило в 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе – проанализировав научную литературу, определили цель, объект и предмет исследования, гипотезу. Провели тестирование для определения уровня социализации детей старшего дошкольного возраста.
Для диагностики социализации старших дошкольников было подобрано три методики, которые отвечают содержанию данного процесса: «Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Р. Р. Калинина; методика А. М. Щетининой «Программа наблюдения за культурой поведения ребенка» и для выявления особенностей эмоционального состояния ребенка использовали опросный лист Н. Артюхиной, А. М. Щетининой.
В результате тестирования был выявлен средний уровень сформированности игровых навыков у всех детей (100%, что не соответствует данному возрасту. Игры детей не отличались творческим развитием сюжета, длительность игр была небольшой.
Культура поведения этих детей распределилась по трем уровням: высокий уровень -4 ребенка (26%, средний-10 детей (67%, низкий- 1ребенок (7%).
Диагностика эмоционального состояния ребенка показала, что 5 детей эмоционально благополучны(33%, у 8 вполне эмоционально благополучны(53%, у 2 детей эмоциональный фон нарушен.
На формирующем этапе, подобрали комплекс сюжетно-ролевых игр, обогатили предметно-пространственную среду группы для повышения заинтересованности детей и вовлечение их в игру. Игра «путешествие».
На этапе контрольного эксперимента провели повторную диагностику старших дошкольников по трем методикам для выявления эффективности разработанного нами комплекса средств, направленного на повышение уровня социализации детей старшего дошкольного возраста. У детей произошли изменения в уровнях сформированности игровых навыков. У 4 (27%, детей уровень повысился со среднего уровня до высокого, средний уровень составил 73% это 11 детей, низкий уровень - отсутствует. В культуре поведения тоже произошли изменения: уровень повысился у троих детей, со среднего на высокий и составил 7 детей (47%, средний уровень составляет 8 человек (53%, низкий уровень отсутствует.
По результатам сравнительной характеристики эмоционального состояния детей произошли положительные изменения: высокий уровень -10 детей (67%, средний -5 детей (33%, низкий отсутствует.
Проанализировав результаты проделанной работы можно сделать следующий вывод: уровень социализации детей старшего дошкольного возраста, после проведенного нами эксперимента, вырос, что позволяет нам судить об эффективности подобранного нами комплекса средств.
Практическая значимость ВКР состоит в том, что материалы исследования позволят педагогам ДОО эффективнее осуществлять процесс социализации детей старшего дошкольного возраста.