Ольга Мелехова
Особенности семьи как фактор воспитания и социализации ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
сторически принято считать, что фундаментом воспитания ребенка является семья. Важность семьи определена тем, что ребенок в ней проводит большую часть своей жизни, и ни один из институтов воспитания не может сравниться с институтом семьи.
Публикация «Особенности семьи как фактор воспитания и социализации ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Влияние родителей на развитие ребенка очень значимо. Дети, которые растут в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностями в обучении, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений приводит к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Семья готовит ребенка к жизни в социуме, служит его первым и самым глубоким источником общественных идеалов, формирует основы гражданского поведения.
Актуальность обосновывается тем, что в настоящее время трудности воспитания детей являются одной из приоритетных социальных проблем.
Наряду с ускоренным темпом современной жизни, урбанизацией, повышенной ответственностью и жесткостью общественно-ролевых предписаний, недостаток нравственно-этических начал складывается отрицательное влияние на воспитание детей и формирование их личности.
Значительный вклад в изучение семейных отношений внес А. С. Макаренко, он затронул важнейшие вопросы семейного воспитания. В «Книге для родителей» Макаренко указывает, что семья считается первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребеноком.
Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности. Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Основную роль в воспитании и развитии ребенка играет семья.
Исходя из того, что семья на ранних стадиях жизни ребенка выступает как доминирующая структура, влияющая на его развитие в целом, следует выделить ее основные функции. Наиболее полный и современный вариант классификации предлагают Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис, рассматривая следующие основные функции семьи :
1. Генеративная функция.
2. Функция первичной социализации детей.
3. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция.
4. Рекреационная или психотерапевтическая функции семьи.
5. Фелицитологическая функция.
6. Регулятивная функция.
7. Коммуникативная функция.
Выше перечисленная структура семьи в том или ином виде и объеме занимает место в каждой семье, только в различной пропорции. В процессе исторического развития некоторые функции утрачиваются, другие функции укрепляются.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что типы семей принято делить в зависимости от формы брака, от формы семейной власти, от структуры родственных связей, от степени материального положения, и т. д. Но важным критерием любого типа семьи должен оставаться родительский авторитет. Авторитет не приобретается автоматически с появлением ребенка, он нарабатывается годами.
Семья может служить как в качестве положительного, так и в качестве отрицательного фактора воспитания. Положительное влияние на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать сама семья.
Неправильное семейное воспитание искажает личность ребенка, приводит к невротическим срывам и сложным взаимоотношениям с окружающими.
Семья имеет свои специфические особенности и требует учета всех ее характеристик, проблемы отдельных членов семьи всегда являются общей проблемой для семьи как целого.
Для эффективного решения проблем семьи необходима постоянная целенаправленная деятельность по их поддержке со стороны различных государственных структур. Вместе с тем государство призвано оказывать поддержку деятельности общественных объединений, благотворительных фондов и других организаций, прямым или косвенным образом занимающихся проблемами семьи. На уровне региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления важно обеспечивать координацию деятельности всех государственных и общественных структур, связанных с решением вопросов семьи.
Заключение. В семье рождается незаменимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка, многогранное познание им окружающей социальной действительности, освоение навыков индивидуальной и коллективной работы, приобщение его к человеческой культуре. Основными факторами в становлении личности ребенка являются : нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль, то есть социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции.
Смысл семейного воспитания состоит в том, чтобы дать ребенку возможность самому реализоваться, пробовать делать все самому. Дружеское взаимодействие, оказание своевременной помощи ребенку, решение возникающих проблем, семейный поиск путей и способов устранения их является наилучшим ресурсом в воспитании ребенка.