Данько Татьяна
Особенности самооценки детей. Возможность изменения самооценки детей в учебно-воспитательной работе
▼ Скачать + Заказать документы
Самооценка возникает на базе начально эмоциональной самооценки и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок обретает сперва умение оценивать действия других детей. А затем личные действия, внутренние качества и умения.
Линия развития самооценки – это понимание своих переживаний. Для этой стадии свойственна половая идентификация: ребенок признает себя как мальчика или девочку. Дети обретают представления о должных стилях поведения. В 6-7 лет ребенок запоминает себя в прошлом, осознает себя в настоящем и воображает себя в будущем. Исследуя формирование самосознания в онтогенезе, отечественные исследователи отдают предпочтительно внимание самооценке детей дошкольного возраста. Явная самооценка так же, как и самосознание появляется на более поздних этапах познания ребенком себя. Существуют «составляющие структуры самосознания, которые впервые получают усиленное развитие в дошкольном возрасте» : признание своего имени, социальное признание, признание своей внутренней психической сущности. Структура самосознания дошкольника образовывается в сотрудничестве с взрослыми как полное представление о самом себе. Ребенок в старшем дошкольном возрасте хорошо демонстрирует свои физические возможности, оценивает их правильно. Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представление о самом себе. Отрицательная самооценка проявляет отрицательные отношения к своей личности. В установлении различных типов самооценки детей старшего дошкольного возраста отмечают:
Публикация «Особенности самооценки детей, Возможность изменения самооценки детей в учебно-воспитательной работе» размещена в разделах
Детей с заниженной самооценкой;
Детей с неадекватно завышенной самооценкой;
Детей с повышенной самооценкой.
Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего не уверены, необщительны, осторожны к другим людям, молчаливы, скованы в своих движениях. Они очень ранимы, готовы расплакаться в любой момент. Не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Долго не приступают к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать и выполнит все неправильно. С ними никто не хочет дружить. Эмоциональное содействие, одобрение могут выборочно снять неуверенность в себе и тревожность.
Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень резвы, возбуждены, резко переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Обычно они пытаются решать любые задачи быстро, не разобрав до конца. Эти дети расположены к демонстративному поведению и доминированию. Они стараются всегда быть на виду, демонстрируя свои знания и умения. Пытаются выделиться на фоне других ребят, направив на себя внимание. К похвале воспитателя они относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Дети с адекватной самооценкой в подавляющем большинстве случаев расположены анализировать результаты своей деятельности, стремятся выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, спокойны. Быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, упорны в достижении цели. Стараются сотрудничать, помогать другим, они довольно общительны и дружелюбны. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.
Развитие адекватной самооценки, призвание видеть свои ошибки и правильно воспринимать свои действия – источник формирования самоконтроля и самооценки. Это имеет роль для дальнейшего развития личности, осмысленного понимания норм поведения, следования положительным образцам. Разные индивиды в одной и той же группе и одни и те же в разных группах могут использовать одинаковое различное воздействие. Понятие социального статуса определяет положение человека в системе тех отношений, которое раскрывается и излагается по результатам исследования группы при помощи социометрической методики. Статус человека в группе нельзя до конца понять и описать, исходя только из его индивидуальных особенностей и системы эмоционально-непосредственных отношений сложившихся в группе. Статус индивида воздействует на авторитет и в свою очередь устанавливается им. Социальные статусы распознают предписанный и достигаемый благодаря личным усилиям человека.
На социальный статус влияют естественные основные факторы – семья и ближайшее окружение ребенка. Кроме взрослого социальная ситуация формирования ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинает играть сверстники. Общение и отношение с другими детьми оказываются менее важными для ребенка чем его отношения с взрослыми. В старшем дошкольном возрасте общение ребенка со сверстниками носит более целенаправленный и понятный характер. Значит, социальный статус ребенка в группе ярко изображен и все больше усваивает социальную существенность. Нужно заметить, что структура детского коллектива в большей степени зависит от реальной группы и от стратегии воспитателя. Значит, проблема общения сверстников в дошкольном возрасте гораздо усиленно исследуется в зарубежной и отечественной психологии.