Надежда Стряпкова
Особенности речевого развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья посвящена проблеме речевого развития детей раннего возраста. Приводится диагностика уровня речевого развития детей раннего возраста.
Ключевые слова: дети раннего возраста, речь, речевое развитие, особенности.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
The article is devoted to the problem of speech development of young children. The diagnostics of the level of speech development of young children.
Key words : young children, speech, speech development, features.
Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивают процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию (в частности, отношения со взрослыми и другими детьми).
В современной педагогике разработано и внедрено большое количество методик и пособий для развития речи детей. Эти программы составлены с учетом возрастных и психологических особенностей детей, но рассчитаны они на среднестатистического ребёнка (в то время как количество детей с различными речевыми нарушениями увеличивается год от года, в них учитываются возрастные особенности, но не принимаются во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка. В частности недостаточно уделяется внимания развитию детей раннего возраста, это и обусловило выбор темы исследования.
По мнению О. В. Кузевановой, «развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе» [2, с. 91].
О. В. Кузеванова также отмечает, что «развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка» [2, с. 92].
О. Е. Громова указывает, что определяющими для развития ребенка являются первые два-три года жизни [1, с. 60]. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи, поэтому одним из стратегических направлений детской педагогики, психологии и логопедии на сегодняшний день является разработка содержания и методов раннего воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей [3, с. 12].
В период раннего детства у дошкольников происходит становление и быстрое совершенствование всех речевых функций. Значительно обогащается словарный запас, происходит интенсивное овладение активной речью, появляется большая потребность в общении с взрослым и др., и эти возрастные особенности развития речи необходимо учитывать.
Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Речевое общение в его полном виде — понимание речи и активная речь — развивается постепенно
Целью эмпирического исследования было выявление уровня развития речи у детей раннего возраста.
Для исследования речи у детей раннего возраста, нами были использованы следующие методики:
Методика 1. «Изучение понимания речи»
Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.
Методика 2. «Найди игрушку»
Цель: выявить понимание речи взрослого. Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т. д.)
Методика 3. «Опиши картинку»
Цель: выявить уровень развития речи детей раннего возраста.
Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что:
- высокий уровень развития связной речи имеют 5 детей (50%)
- средний уровень развития связной речи - у 3 детей (30%)
- низкий уровень развития связной речи - у 2 детей (20%)
Исследованные дети испытывали некоторые затруднения при выполнении задания. Иногда возникали трудности в ходе рассказа по опорным картинкам, но с помощью педагога дети использовали в своих рассказах различные фрагменты речи: существительные, глаголы, союзы, наречия, местоимения и предлоги. В речи детей наблюдались слова - единственное и множественное число имен существительных и глаголы совершенного и несовершенного вида. Дети пользовались простыми предлогами, встречались в речи детей личные местоимения.
В целом речь детей приближена к связной. Состояние грамматического строя соответствует возрастной норме, что сказывается на свободном общении детей и умении строить простые предложения.
Средний уровень развития речи был отмечен у 3 детей, что составило 30%. Речь детей с низким уровнем развития отстает от возрастной нормы. Эти дети не всегда понимали задаваемые вопросы, поэтому задания нужно было повторять по нескольку раз, а некоторые дети даже после повторения вопроса не выполняли просьбы. Они сильно смущались при общении, некоторым детям было трудно начать доверять. Словарь у этих детей беден, они путали предметы, не знали, что нарисовано на картинках, хотя видят эти предметы каждый день в своей жизни. Связная речь у детей наблюдалась во множественных аграмматизмах, неправильном построении фраз, без употребления предлогов. Дети испытывали трудности при построении связного высказывания, в связи с чем речь детей трудна для восприятия, очень много допущено было ошибок. Кроме того, имело место быть низкая активность детей во время проведения диагностики. У детей наблюдалось отсутствие интереса к предложенному нами заданию. У детей возникали трудности в понимании инструкции, а также они не могли сосредоточиться. Сюжетные картинки у детей вызывали затруднения.
При диагностике уровня речи мы выявили ошибки в употреблении местоимений, дети путали «он-она», «я-он». Речь детей скудная, не выразительная, элементарная.
Низкий уровень развития речи был выявлен у 2 детей (20%). Речь этих детей отстает от возрастной нормы. У них наблюдалось сильное смущение при общении. Как правило, дети не достаточно понимали задаваемые вопросы, поэтому необходимо было повторять задание несколько раз, но даже при этом в нескольких ситуациях (по методике 1) оно оставалось не выполненным. Удовлетворительное понимание обращенной речи ведет к тому, что у детей наблюдается ограниченный экспрессивный словарь, отсутствует самостоятельный рассказ. Этот уровень характеризуется очень сильным отставанием в развитии звукопроизношения. Речь трудна для восприятия.
У детей с низким уровнем наблюдается отсутствие интереса к предложенному заданию. Дети не могли сосредоточиться, а также возникали трудности в понимании инструкции. Каждая предъявленная картинка вызывала у данной категории детей затруднения. Дети не могли сразу рассказать о том, что видят, а только с помощью наводящих вопросов они могли описывать содержание картинок. Некоторые дети не улавливали связи между изображенными на картинках действиями, вследствие чего последовательности в рассказах не наблюдалось.
Таким образом, учитывая результаты диагностики, можно сделать вывод, что дети раннего возраста по речевому развитию представляют собой неоднородную группу. Для большинства из них характерны затруднения в назывании слов из-за их недостаточности и узости понимания; низкий уровень звукопроизношения; затруднения в построении простых фраз с использованием некоторых простых предлогов и др., вследствие чего дети нуждаются в направленном коррекционно-педагогическом сопровождении развития речи.
Список литературы
1. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М., 2013. – 233с.
2. Кузеванова О. В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
3. Литвинова О. Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Восприятие художественной литературы. Конспекты занятий. Ч. 2. СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016. - 144с.
4. Янушко, Е. А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет / Е. А. Янушко. - М. : Эксмо, 2016. - 424 c.