Надежда Стряпкова
Особенности речевого развития детей раннего возраста
▼ Скачать +Заказ
Статья посвящена проблеме речевого развития детей раннего возраста. Приводится диагностика уровня речевого развития детей раннего возраста.
Ключевые слова: дети раннего возраста, речь, речевое развитие, особенности.
The article is devoted to the problem of speech development of young children. The diagnostics of the level of speech development of young children.
Публикация «Особенности речевого развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Key words : young children, speech, speech development, features.
Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивают процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию (в частности, отношения со взрослыми и другими детьми).
В современной педагогике разработано и внедрено большое количество методик и пособий для развития речи детей. Эти программы составлены с учетом возрастных и психологических особенностей детей, но рассчитаны они на среднестатистического ребёнка (в то время как количество детей с различными речевыми нарушениями увеличивается год от года, в них учитываются возрастные особенности, но не принимаются во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка. В частности недостаточно уделяется внимания развитию детей раннего возраста, это и обусловило выбор темы исследования.
По мнению О. В. Кузевановой, «развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе» [2, с. 91].
О. В. Кузеванова также отмечает, что «развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка» [2, с. 92].
О. Е. Громова указывает, что определяющими для развития ребенка являются первые два-три года жизни [1, с. 60]. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи, поэтому одним из стратегических направлений детской педагогики, психологии и логопедии на сегодняшний день является разработка содержания и методов раннего воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей [3, с. 12].
В период раннего детства у дошкольников происходит становление и быстрое совершенствование всех речевых функций. Значительно обогащается словарный запас, происходит интенсивное овладение активной речью, появляется большая потребность в общении с взрослым и др., и эти возрастные особенности развития речи необходимо учитывать.
Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Речевое общение в его полном виде — понимание речи и активная речь — развивается постепенно
Целью эмпирического исследования было выявление уровня развития речи у детей раннего возраста.
Для исследования речи у детей раннего возраста, нами были использованы следующие методики:
Методика 1. «Изучение понимания речи»
Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.
Методика 2. «Найди игрушку»
Цель: выявить понимание речи взрослого. Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т. д.)
Методика 3. «Опиши картинку»
Цель: выявить уровень развития речи детей раннего возраста.
Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что:
- высокий уровень развития связной речи имеют 5 детей (50%)
- средний уровень развития связной речи - у 3 детей (30%)
- низкий уровень развития связной речи - у 2 детей (20%)
Исследованные дети испытывали некоторые затруднения при выполнении задания. Иногда возникали трудности в ходе рассказа по опорным картинкам, но с помощью педагога дети использовали в своих рассказах различные фрагменты речи: существительные, глаголы, союзы, наречия, местоимения и предлоги. В речи детей наблюдались слова - единственное и множественное число имен существительных и глаголы совершенного и несовершенного вида. Дети пользовались простыми предлогами, встречались в речи детей личные местоимения.
В целом речь детей приближена к связной. Состояние грамматического строя соответствует возрастной норме, что сказывается на свободном общении детей и умении строить простые предложения.
Средний уровень развития речи был отмечен у 3 детей, что составило 30%. Речь детей с низким уровнем развития отстает от возрастной нормы. Эти дети не всегда понимали задаваемые вопросы, поэтому задания нужно было повторять по нескольку раз, а некоторые дети даже после повторения вопроса не выполняли просьбы. Они сильно смущались при общении, некоторым детям было трудно начать доверять. Словарь у этих детей беден, они путали предметы, не знали, что нарисовано на картинках, хотя видят эти предметы каждый день в своей жизни. Связная речь у детей наблюдалась во множественных аграмматизмах, неправильном построении фраз, без употребления предлогов. Дети испытывали трудности при построении связного высказывания, в связи с чем речь детей трудна для восприятия, очень много допущено было ошибок. Кроме того, имело место быть низкая активность детей во время проведения диагностики. У детей наблюдалось отсутствие интереса к предложенному нами заданию. У детей возникали трудности в понимании инструкции, а также они не могли сосредоточиться. Сюжетные картинки у детей вызывали затруднения.
При диагностике уровня речи мы выявили ошибки в употреблении местоимений, дети путали «он-она», «я-он». Речь детей скудная, не выразительная, элементарная.
Низкий уровень развития речи был выявлен у 2 детей (20%). Речь этих детей отстает от возрастной нормы. У них наблюдалось сильное смущение при общении. Как правило, дети не достаточно понимали задаваемые вопросы, поэтому необходимо было повторять задание несколько раз, но даже при этом в нескольких ситуациях (по методике 1) оно оставалось не выполненным. Удовлетворительное понимание обращенной речи ведет к тому, что у детей наблюдается ограниченный экспрессивный словарь, отсутствует самостоятельный рассказ. Этот уровень характеризуется очень сильным отставанием в развитии звукопроизношения. Речь трудна для восприятия.
У детей с низким уровнем наблюдается отсутствие интереса к предложенному заданию. Дети не могли сосредоточиться, а также возникали трудности в понимании инструкции. Каждая предъявленная картинка вызывала у данной категории детей затруднения. Дети не могли сразу рассказать о том, что видят, а только с помощью наводящих вопросов они могли описывать содержание картинок. Некоторые дети не улавливали связи между изображенными на картинках действиями, вследствие чего последовательности в рассказах не наблюдалось.
Таким образом, учитывая результаты диагностики, можно сделать вывод, что дети раннего возраста по речевому развитию представляют собой неоднородную группу. Для большинства из них характерны затруднения в назывании слов из-за их недостаточности и узости понимания; низкий уровень звукопроизношения; затруднения в построении простых фраз с использованием некоторых простых предлогов и др., вследствие чего дети нуждаются в направленном коррекционно-педагогическом сопровождении развития речи.
Список литературы
1. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М., 2013. – 233с.
2. Кузеванова О. В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
3. Литвинова О. Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Восприятие художественной литературы. Конспекты занятий. Ч. 2. СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016. - 144с.
4. Янушко, Е. А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет / Е. А. Янушко. - М. : Эксмо, 2016. - 424 c.