Светлана Тевяшева
План работы по самообразованию «Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно-ролевых игр»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию.
На тему "Развитие коммуникативных навыков общения с помощью
сюжетно - ролевых игр".
Воспитатель: СП «Детский сад» Тевяшева С. Г.
(2024-2025)
Цель: Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Задачи:
-развитие свободного общения с детьми и взрослыми ;
-развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности;
-практическое овладение нормами речи.
дата задачи реализация
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
Составлять рассказ об игрушках с описанием внешнего вида.
Учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе.
Изучение интернет ресурсов.
Индивидуальная работа по теме «Игрушки» (предложить детям принести из дома любимую игрушку и рассказать о ней). Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек».
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалоги персонажей.
Пользоваться точными наименованиями для названия
детенышей животных. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».
Дидактическая игра по сказкам «Что сначала, что потом?»
Н
О
Я
Б
Р
Ь
Учить высказываться на тему из личного опыта, предложенную воспитателем.
Правильно называть предметы мебели, рассказывать об их назначении. Рассказывание на тему из личного опыта.
Дидактическая игра «Устроим кукле комнату», сюжетно-ролевая игра «Семья»
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь Учить описывать зимнюю одежду.
Правильно называть предметы зимней одежды.
Подбирать слова на заданный звук. Описание одежды.
Дидактическая игра «Одень Ваню и Машу»
Пальчиковая гимнастика по теме.
Я
Н
В
А
Р
Ь Учить:
- составлять короткий рассказ по набору игрушек вместе с воспитателем;
- понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов;
- укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Рассказывание по набору игрушек.
Аппликация на тему «Я веселая игрушка,а зовут меня Петрушка» Дидактическая игра «Похвалялись звери»
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь Учить составлять короткий рассказ по картине «Куры». Сравнивать петуха, курицу и цыплят. Рассказывание по картине «Куры». Пластелинография «Курица с цыплятами». Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы».
М
А
Р
Т Учить составлять рассказ по картине «Мама моет посуду». Укреплять артикуляционный аппарат. Рассказывание по картине «Мама моет посуду». Утренник «8Марта» (разучивание стихотворений и песен). Аппликация «Цветы маме».
А
П
Р
Е
Л
Ь Учить пересказывать текст без помощи воспитателя. Упражнять в подборе глаголов к существительным. Закреплять умение составлять сложноподчиненные предложения. Пересказ рассказа Л. Толстого «Пришла весна». Рисование «Пришла весна». Лепка «Весна пришла». Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»
М
А
Й Обогатить и уточнить представление о транспорте, понимание общественной значимости труда шофера, водителя. Описание транспортных игрушек.
Беседа с сотрудниками ГИБДД «Знакомство с правилами дорожного движения». Беседа о транспорте. Рисование «Автобус едет по улице».Сюжетно-ролевая игра «Светофор».
Отчет по самообразованию.
На тему "Развитие коммуникативных навыков общения с помощью
сюжетно - ролевых игр".
Воспитатель: СП «Детский сад» Тевяшева С. Г.
(2024-2025)
Тема самообразования «Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр» выбрана мною не случайно. Так как в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно.
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.
За основу в своей работе беру «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью моей работы является: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребёнка межличностных отношений в процессе сюжетно - ролевых игр.
Для реализации данной цели предполагаю решение следующих задач:
• Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.
• Освоить современные технологии и методы организации игры.
• Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно - ролевых игр в разновозрастной группе.
• Работая по теме, разработала планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада и особенностями детей дошкольного возраста в разновозрастной группе.
Также я изготовила картотеку сюжетно - ролевых игр.
В процессе работы были оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека» «Светофор», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установлений отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.
В своей работе использую три принципа организации игры в детском саду:
• Для того чтобы дети учились, овладели игровыми умениями, я сама играю с детьми.
• В игре с детьми принимаю позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно - неправильно, ибо к игре они не применимы.
• В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускаю принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.
Организуя игры с детьми старшего возраста дошкольного возраста, развиваю у них самостоятельность и самоорганизацию, формирую умение договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.
Как можно чаще хвалю и поощряю каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре. В своей работе стараюсь, чтобы каждый ребёнок самореализовался в игре, проявил своё неповторимое творчество
Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре - непременное условие работы.
В заключении хочу сказать, что систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через сюжетно - ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.
Не обойтись без теоретической базы при изучении данного вопроса. Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература:
• Программа воспитания и обучения в детском саду,- ред. Васильевой М. А. ,М 2004г.
• Дошкольная педагогика - Журнал. - №4-5, 2004 г.
• Дошкольная педагогика. - М., 2000. - Козлова С. А., Куликова Е. А.
• Организация сюжетной игры в детском саду. - М., 2001. - Михайленко Н. Я., Короткова Н. А.
• Н. В. Краснощёкова. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. - 2007 г.