Получи документы

Особенности речевого развития детей 5–6 лет

Оксана Пичугина
Особенности речевого развития детей 5–6 лет

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых.

Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период.

Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший., а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный.).

Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями.

Имеют представление

- о сезонных изменениях в природе;

- о выращивании овощей и фруктов;

- о лесных ягодах и грибах;

- о хищных и травоядных, домашних и диких животных;

Публикация «Особенности речевого развития детей 5–6 лет» размещена в разделах

- о насекомых и птицах, рыбах.

Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади.) и времени (вчера, сегодня, ночью.).

Знают

- названия месяцев, дней недели, части суток;

- название своей страны и столицы государства;

- географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;

- правила дорожного движения для пешеходов.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под.);

- правильно изменяет имена существительные по числам и падежам;

- правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет);

- согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой);

- образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин.);

- правильно по смыслу применяет все части речи.

На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической.

В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

• Использовать в работе с детьми артикуляционные упражнения с биоэнергопластикой.

Развивать речевое дыхание (полезно дуть в дудочку, свисток, сдувать с ладошки снежинки, листья, комочки ваты). Но следить за тем, чтоб у ребенка не поднимались плечи и не надувались щеки.

Развитие лексики

Скажи наоборот: большой, горячий, новый, веселый, здоровый, молодой, первый, мягкий, бедный, холод, зима, холодно, высоко, далеко, горячо, вверху.

О ком можно сказать: храбрый - трусливый. (лев - заяц, большой - маленький. (слон - мышь, хитрая - глупый. (лиса - волк, ловкий - неуклюжий. (кот - медведь).

Назови правильно голос каждого животного: корова. мычит, лошадь. ржет, коза. блеет, свинья. хрюкает, тигр. рычит, волк. воет, медведь. ревет, змея. шипит, лягушка. квакает, жук. жужжит, комар. пищит, кукушка. кукует, голубь. воркует, соловей. поет.

Развитие грамматического строя речи

• Согласование сущ. с числительными (пять груш, трое ребят)

• Учить детей употреблять слова, обозначающие расположение предметов на плоскости, на листе бумаги, на столе, на полу (слева от, справа от, выше, ниже, ближе, дальше, около, из-за, между, рядом);

Ориентировка во времени: ребенок должен знать, что утро, день, ночь составляют сутки (чаще говорят день). Знать семь дней недели, и связывать их с порядковым номером.

Развитие связной речи

В лесу растут г. и я. На клумбе выросли красивые ц. Топором рубят д. Молотком забивают г. Зимой на улице х., а летом. Цветы растут на в. Кошка спряталась за в. Бабушка несет сумку с. В саду растут. .

• Составление рассказа по картинке, по серии картинок 3-6, сочинение концовки к сказкам.

• Учить проговаривать чистоговорки, скороговорки.

Развитие фонематического слуха

Выбери правильное слово:

фыфка, сыска, шишка, фышка; пумага, мумага, бумага; банан, баман, данан.

• Отгадай и назови (слова со звуком Ш)

- Кто живет в норке?

- Что мы надеваем зимой?

- Кого боится мышка?

- На чем можно ездить?

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Грамотная и четкая, внятная и понятная речь дошкольника – мечта любого родителя, но нередко возникают ситуации, когда проблемы в произнесении звуков настолько явные, что без вмешательства профессионалов не обойтись. Важное значение приобретают логопедические занятия для детей в возрасте 5-6 лет, проводимые дома. Различные упражнения, выполняемые детьми под чутким руководством любящих родителей, нередко оказываются более результативными и полезными, чем регулярные встречи с логопедом-дефектологом.

Речевое развитие детей 5-6 лет

5-6 лет – ответственный период в жизни малыша, поскольку начинается его активная подготовка к школе. И если еще год назад можно было списать все проблемы на юный возраст, то теперь придется взглянуть правде в глаза – если ребенок не произносит верно большую часть звуков, путается, не может построить связное предложение, то серьезная проблема налицо и более откладывать визит к профессионалу нельзя.

Дети в этом возрасте уже должны связно говорить, обладать развитым фонематическим слухом, уметь формулировать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Нормальный темп речи формируется к пяти годам, замедленная или, напротив, очень быстрая и нечеткая речь в этом возрасте крайне нежелательна.

Также к числу речевых норм относится следующее.

Возможные речевые дефекты

Бывают ситуации, когда дети, не имея каких-либо проблем, просто ленятся произносить слова вслух, уверенные, что их и так поймут. Родителям следует обратить особое внимание на малыша, если он мало говорит, путает слоги и слова, не понимает смысла сказанного – чаще всего это связано с различными дефектами речи, которые придется исправлять на логопедических занятиях.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Игры для развития речевого дыхания у детейИгры для развития речевого дыхания у детей Игры для развития речевого дыхания у детей Правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Вопросы воспитания и.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Особенности развития детей 2–3 лет в игре с предметами и дидактическими игрушками На третьем году жизни ребёнка продолжается интенсивное ознакомление с окружающем миром. Возросшая активность малыша проявляется в большей.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности речевого развития детей 5–6 лет
Опубликовано: 14 ноября 2023 в 16:38
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД