Алина Позднякова
Особенности реализации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок, согласно многим нормативно-правовым документам, имеет право на получение образования. Существование таких категорий детей, как ребенок с ОВЗ, требующих специальных условий для обучения и воспитания, способствовали развитию разных вариантов обучения, возникновению новых специальных профессий, подходов, методов.
Инклюзивная модель дошкольного обучения, основанная на идее совместного пребывания здоровых воспитанников и дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в современном образовательном пространстве считается передовой. Такой инновационный способ организации образовательного процесса позволяет создать оптимальную среду для развития возможностей и удовлетворения потребностей всех детей без исключения.
Публикация «Особенности реализации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении – инновационная система образования, которая позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья развиваться в полноценном обществе. Такая система образования предполагает равноправное восприятие всех детей и индивидуальный подход к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. Дети в результате становятся полноценными частями общества. [2, 147]
К сожалению, с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается. Главной задачей педагогов является создание благоприятных условий, для всестороннего развития детей.
На сегодняшний день перед образовательными организациями стоят такие задачи как:
-доступность образования для всех детей;
-большой выбор образовательных услуг.
Организация взаимодействия всех участников образовательной деятельности - важное условие для коррекционно-развивающей работы.
В основе инклюзивного образования лежит идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, а также обеспечивает равное отношение ко всем детям, и создает условия для детей с особыми образовательными потребностями.
Инклюзивное образование должно строиться на следующих принципах:
1. Принцип индивидуального подхода
2. Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников
3. Принцип междисциплинарного подхода
4. Принцип вариативности
5. Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
6. Принцип динамического развития
Охарактеризуем каждый из них:
Принцип индивидуального подхода подразумевает, что для каждого ребенка с ограниченными возможностями индивидуально подбираются методы и формы воспитания и обучения. Индивидуальная программа развития строится с учетом диагностики ребенка и предполагает индивидуальную стратегию развития ребенка. Индивидуальный подход дает ребенку возможность осуществлять принцип поддержки самостоятельной активности. Именно этот принцип является важным условием успешности инклюзивного образования, задача которого – формирование социально активной личности.
Зачастую активность находится на стороне взрослых, так как они считают, что ребенок с особенностями не может самостоятельно реализовать свои возможности, в тоже время ребенок остается пассивным, потому что ждет внешнюю инициативу.
Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Педагоги (воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, которые работают с детьми в группе, систематически обследуют детей и обсуждая результаты обследований составляют индивидуальный образовательный маршрут развития конкретного ребенка, а также образовательный план на группу. [1, 98]
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Для того, чтобы включить детей с ограниченными возможностями в инклюзивную группу, требуется вариативная развивающая среда: необходимые дидактические и развивающие пособия, безбарьерная методическая база воспитания и обучение, а также умение педагогов применять разнообразные средства и методы работы, не только по общей педагогике, но и по специальной.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Только поддержка родителей увеличит эффективность работы педагогов. Одной из значимых задач являются доверительные отношения с родителями детей, умение договариваться о совместных действиях, направленных на развитие ребенка, внимательное отношение к запросу родителей, что, по их мнению, в настоящее время нужно и важно ребенку.
Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.
К эффективным условиям реализации инклюзивного дошкольного образования относится :
- формирование соответствующего образовательного пространства;
- формирование программно-методического и дидактического обеспечения;
- обогащение предметно-пространственной развивающей образовательной среды;
- безопасная среда жизнедеятельности;
- взаимодействие с окружающим социумом (детская поликлиника, центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи, соцзащита).
Не менее важным условием реализации инклюзивной практики в дошкольном учреждении является профессиональная квалификация педагогов и специалистов, которые реализуют инклюзивный подход. [5, 206]
Существует ряд требований, которым должны соответствовать педагоги, осуществляющие инклюзивное образование :
-уметь применять существующие методы воспитания и обучения, учитывая особые потребности и возможности каждого из детей;
-регулярно выявлять индивидуальные достижения детей, мотивировать и формировать положительную самооценку каждого ребенка;
-информировать родителей о достижениях их детей, а также поддерживать положительное взаимоотношение;
- относиться ко всем детям одинаково, предоставлять им возможность участвовать во всех видах образовательной и досуговой деятельности, а также способствовать индивидуальному росту, учитывая темп развития каждого из детей;
-привлекать всех детей к участию в различных мероприятиях, выставках, экскурсий и другое;
-создавать доброжелательную атмосферу в группе, показывать и формировать чувство сострадания, сочувствия, вежливо общаться, в том числе и в процессе решения проблем и конфликтов, учить детей правилам поведения, использовать принцип равноправия и честности, при разделении детей на подгруппы, а также когда хвалят за достижения; [4]
- создавать ситуации, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата;
- использовать образовательные ситуации для развития социальных навыков, через драматические игры, проектную деятельность,
- применять виды деятельности, соответствующие уровню развития детей для эмоционального благополучия; развития коммуникативных навыков; учить детей думать, рассуждать, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, делать выводы, а также экспериментировать.
В заключении, необходимо отметить, что инклюзивное образование таит в себе большие возможности и является носителем новых перспектив для социального развития общества, что является актуальным процессом во всем мире.
Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям общепринятых стандартов. Дошкольная организация выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, воспитанники в детском саду находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с педагогом творчески решать образовательные проблемы.
Благодаря инклюзивному образованию у всех детей расширяются личные возможности, формируется гуманность, готовность прийти на помощь, сострадание. Дошкольное образовательное учреждение – основная сфера жизнедеятельности детей. Именно инклюзивное образование позволяет педагогам совместно с детьми работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гончарова, В. Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования [Электронный ресурс] : монография / В. Г. Гончарова, В. Г. Подопригора, С. И. Гончарова. - Электрон, текстовые данные. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014. - 248 с
2. Дмитриев А. А. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [Текст] : учеб. пособие. - М. : ИИУ МГОУ, 2017. - 260 с.
3. Лысенко Н. А. Реализация инклюзивного образования в практике современного ДОУ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4.
4. Семенова, Л. Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного образования [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Л. Э. Семенова
5. Тенкачева Т. Р. инклюзивное образование детей дошкольного возраста в России [Текст] / Т. Р. Тенкачева // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 1. – С. 205-208.
6. Тюкова А. Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / А. Тюкова // Региональное образование XXI века : проблемы и перспективы. – 2012. – № 4. – С. 418-424.