Светлана Костюхина
Структура прогулки в дошкольном образовательном учреждении по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка – это важная составляющая часть режима в детском саду. Гулять на свежем воздухе не только полезно, но и весело. Это и выносливость, и своего рода закаливание, а также положительное эмоциональное состояние детей.
Структура прогулки в дошкольном образовательном учреждении по ФГОС состоит из:
1. Наблюдение.
2. Труд детей на участке.
3. Подвижные игры. (2-3 игры малой или средней подвижности, 2-3 игры большой подвижности, игры детей на выбор).
Публикация «Структура прогулки в дошкольном образовательном учреждении по ФГОС» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
4. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Последовательность всех составляющих прогулки может варьироваться и проходить в зависимости от вида предыдущего занятия. Например, если до прогулки было музыкальное или физкультурное занятие, прогулку можно начать с наблюдения. Чаще всего для детей в дошкольном образовательном учреждении организуются утренние и вечерние прогулки, продолжительность каждой от часа до двух.
Наблюдение.
Прогулка в детском саду отлично подходит для метода наблюдения и изучения детьми чего-либо. Из наблюдений дети дошкольного возраста узнают о сезонных изменений в природе. Также данный элемент вызывает у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. В процессе чего, воспитатель в свою очередь задает вопросы, предлагает внимательно исследовать объекты и сравнить их между собой, показывает взаимосвязь различных явлений природы.
Важно, чтобы в этот момент был диалог с детьми – тогда дети не только слушают, а еще и обсуждают увиденное вслух, знания закрепляются в их сознании. Наблюдение способствует активному интеллектуальному и речевому развитию детей. Данный элемент в детском саду должен использоваться и проводится систематически, вызывая интерес у детей. Примерно по времени это должно занимать не более 10 минут и быть яркими и интересными.
Труд детей на участке.
Труд в жизни каждого человека имеет определяющее значение, поэтому приобщать ребенка к труду необходимо уже в дошкольном возрасте. Труд детей на участке в ходе прогулки занимает значимое место. Организация трудовой деятельности на прогулке позволяет решить несколько задач:
• формирование навыков трудовой деятельности;
• воспитание трудолюбия;
• воспитание у детей чувства значимости их труда в обществе.
Вид трудовой деятельности зависит от времени года. Например, осенью это уборка опавших листьев, уборка клумб от увядших растений, сбор урожая. Зимой - расчистка дорожек и малых архитектурных форм от снега, создание снежных построек. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными.
Подвижные игры.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность – это комплексное воздействие на организм и на все стороны личности ребенка. В игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Одно из главных проблем для каждого ребенка - это нерастраченная энергия движения. Именно движение – необходимый фактор для правильного развития скелета. Движение ускоряет обменные процессы, а также улучшает координацию движений, тем самым оказывает положительное влияние на рост и развитие интеллекта ребенка.
Польза от подвижных игр включает:
• развитие быстроты реакции;
• возможность выхода запасам энергии ребенка;
• повышение положительного настроя и укрепление психоэмоциональное здоровье;
• развитие навыков общения;
• умение оценить ситуацию и делать соответствующие выводы;
• развитие координации движений;
• навык жизни по определенным установленным правилам.
Проводить подвижные игры можно в любое время года, их продолжительность зависит от интенсивности и сложности движений и особенности физического развития детей. Продолжительность игр корректируется воспитателем с учетом возраста участвующих в них детей. Примеры подвижных игр: «У медведя во бору», «Кот и мыши», «День-ночь», «Гуси-лебеди» и т. д.
Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети «ослаблены» и имеют низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медленно воспринимают что-либо и «педагогически запущенные». Планируя индивидуальную работу, педагог должен учитывать психические и индивидуальные особенности ребенка. Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других – спрыгивание с пеньков, для третьих - упражнение в равновесии. На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: заучивание стихотворения или песни, закрепление трудного для произношения звука и т. д.
Самостоятельная игровая деятельность.
Особое место в прогулках занимает самостоятельная игровая деятельность детей, в которой закрепляются знания, полученные на занятии. Воспитатель должен руководить самостоятельной игровой деятельностью детей: обеспечивать им полную безопасность, осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки. Во время прогулки большое внимание детей уделяется сюжетно-ролевой игре, содержание которой усложняется с возрастом детей. Таким образом решаются задачи социально-коммуникативного развития детей. Дети сами выбирают, чем им заняться на прогулке. С возрастом у детей меняются интересы: начиная со среднего возраста, дети предпочитают общество сверстника. Поэтому в самостоятельной деятельности появляется больше разнообразия в игровой деятельности. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не замерз и не перегрелся.
Подводя итоги, пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Оно способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Ведь на прогулке дети много двигаются, что усиливает обмен веществ, кровообращение и улучшает их аппетит.