Папки-передвижки

Особенности развития речи у детей в 3–4 года

Екатерина Андреевна Киушкина
Особенности развития речи у детей в 3–4 года
▼ Скачать + Заказать документы

Возраст трех-четырех лет особенно значим для речевого развития ребенка. Это благоприятный период для естественного формирования речевой функции в силу анатомических особенностей созревания организма. Наступает стадия активного говорения и накапливания словарного запаса. То, как происходит развитие речи у детей 3-4 лет, оказывает влияние и на дальнейшее речевое становление, и на формирование всех познавательных процессов.

Публикация «Особенности развития речи у детей в 3–4 года» размещена в разделах

Особенности развития речи в 3-4 года

Благодаря речи ребенок начинает свое знакомство с окружающим миром. С каждым годом это знакомство становится все более интенсивным и наполненным. Важно, чтобы речевое развитие детей происходило своевременно, в соответствии с теми нормами, которые прослеживаются на определенной возрастной ступени.

Развиваем речь

В 3 года по большому счету уже завершается анатомическое созревание речевых областей мозга. Трехлетний ребенок способен воспринимать многие понятия, если ему доступно объясняют. Постепенно накапливается ценная база, что должен уметь ребенок в 3 года.

Набирает обороты моторная речь. Большинство слов еще произносится малышом на своем языке, понятном только близким. Но ребенок уже много говорит. Взрослым необходимо понять процесс формирования детской речи, чтобы эффективно на него влиять.

В этом возрасте новые слова легче и прочнее усваиваются, если они сопровождаются двигательными условными рефлексами.

Если ребенку только показать новый предмет и назвать его, 3-летний малыш тут же забудет его название. Чтобы новое понятие закрепилось, крайне важно подключить как можно больше органов восприятия. Например: «Смотри, это колокольчик. Он умеет звонить. Послушай, как он звучит. Теперь ты позвони колокольчиком. Давай позвоним тихонько, а теперь сильно. Запомнил, как называется? Скажи «ко-ло-коль-чик».

После такого обстоятельного знакомства в детской памяти отложится новое слово. Более того, ребенок заодно будет обучаться грамматическим стандартам родного языка и пониманию, как включать новое слово в предложения (колокольчик, колокольчиком и пр.).

Следует помнить, что дети в 3-4 года понимают далеко не все слова, с которыми к ним обращаются старшие. Тем более им не доступен переносный смысл фраз, которым зачастую злоупотребляют взрослые. Как привычно родители, стараясь приучить малыша к порядку, дают указания такого рода: «Сложи аккуратно свои игрушки». И удивляются, что видят вовсе не тот результат, на который рассчитывали.

Этому есть объективные причины. Во-первых, ребенок может относить к обобщенному понятию игрушки не всё, с чем он играет. Поэтому, всяких мишек и кукол он может рассадить по местам, а к машинкам даже не прикоснется. Во-вторых, условие аккуратно и вовсе непостижимо трехлетним умом в данном контексте. Малыш понимает, чего от него хотят, когда призывают аккуратно кушать, и уже знает, что во время еды важно сохранять одежду чистой. Но какое отношение это имеет к складыванию игрушек?. Разумеется, кроха не способен на такие рассуждения. Он просто не применяет условие аккуратности, собирая игрушки.

Нормы речевого развития в 3-4 года

Родители сравнивают достижения своего ребенка и других детей. Даже, если стремятся не прибегать к этому, сравнение происходит непроизвольно. Естественно желание заботливых родителей знать, какие возможны достижения в 3-летнем возрасте.

Безусловно, существуют усредненные нормы относительно развития речи детей. На них можно ориентироваться только примерно, потому что в трехлетнем возрасте ребенок еще слишком мал, чтобы соответствовать каким-либо рамкам.

В основном, речь дошкольников 3-4 лет характеризуется следующими параметрами:

Словарный запас 1500-1900 слов;

Говорит простыми предложениями;

Речь ситуативна («Дай мне то», «Моя машина там» и пр.);

Использует в основном существительные, глаголы и местоимения;

Произношение выражено смягченное, с искажением многих звуков.

Речевые нарушения в этом возрасте естественны. Главное, взрослые не должны подстраиваться под детский язык. Кстати, дошкольники очень не любят, когда взрослые коверкают слова, подражая детскому произношению.

Задачи речевого развития в 3 года

Каждому взрослому очевидна цель касательно развития речи 3-летних детей. Ребенок должен заговорить, употребляя все больше слов и высказываясь с каждым днем все лучше. Но что следует делать для того, чтобы речевое развитие детей 3-4 лет эффективно продвигалось?

Желанную цель речевого развития младшего дошкольника можно разбить на несколько ключевых задач:

Наполнять словарный запас новыми понятиями;

Формировать обобщающее значение известных ребенку и новых слов (чтобы книгой малыш считал не только красочное детское пособие, а любую книгу; чтобы глагол «складывать» был понятен не только по отношению к игрушкам, а и в других подходящих ситуациях и т. п.)

Побуждать малыша говорить, что является естественной тренировкой произношения и умения высказываться.

Если систематически уделять внимание каждой из этих задач в самых обычных условиях при повседневном общении, то ребенок быстро накапливает активный словарик, а его высказывания становятся более независимыми и самостоятельными. Это способствует не только продвижению в речевом развитии, но также и обеспечивает шаги в формировании мышления. Люди же не только говорят, но и думают с помощью слов.

Как развивать речь ребенка в 3 года

Очевидно, что малыш нуждается в помощи, чтобы полноценно овладевать речью. Рассмотрим некоторые доступные способы и методы развития речевых навыков в младшем дошкольном возрасте.

Знакомство

Наша речь характеризуется многочисленными ассоциативными связями. Нужно это использовать, чтобы помочь дошкольнику усвоить больше слов и активнее включать их в свои высказывания.

Лингвисты поясняют, что каждое понятие обязательно имеет связанный с ним набор слов, и этот набор называют ассоциативным полем. Родители могут оказать эффективную помощь дошкольникам в присвоении таких полей. Обратил ребенок внимание на котика или собаку – поспрашивайте его, каков этот кот или песик. Даже трехлетний малыш будет подбирать слова, чтобы их описать. Взял ребенок яблоко – поинтересуйтесь, какое это яблочко.

Много ассоциативных связей заложено в сказках. Доступные для понимания детками сюжеты содержат интересные и легко запоминающие словосочетания. Послушав сказочные истории, младшие дошкольники так и повторяют: «яичко не простое, а золотое», «жили-были», «колобок-колобок, я тебя съем» и подобные устойчивые выражения. Сказки содержат огромный потенциал для развития речи детей (Возможности сказки).

Полезно использовать и пальчиковые игры. Физиологи аргументировано доказали, что уровень развития речи детей зависит от степени развития мелкой моторики.

Упражнения с карточками

Речевая и мыслительная деятельность ребенка активизируется уже при обычном рассматривании картинок. Если же ввести специальные упражнения, полезность рассматривания усилится.

Подготовьте набор карточек с изображением одежды, посуды, еды, людей, животных, транспорта, мебели и примерных групп, доступных для понимания 3-4-летним ребенком. Этот набор можно использовать в различных вариациях для занятий с детьми.

Упражнение 1. Очень простое и такое полезное занятие: показывайте ребенку картинку, а он пусть называет, что на ней изображено. Благодаря данному упражнению будут прочнее усваиваться понятия, поскольку задействуется зрительное восприятие, а также тренируется произношение.

Упражнение 2. Разложив перед дошкольником два десятка карточек, предложить ему выбрать те, где изображено «то, что мы надеваем на себя», или «то, что бывает на кухне», или выбрать «зверушек», «машины» и т. д.

Имейте в виду, что трехлетний ребенок с таким заданием самостоятельно не справится. Первое время составляйте подборки вместе, сопровождая ход вопросами и рассуждениями. Четырехлетним такое задание уже должно даваться легко, и дети без подсказок должны уметь создавать группы изображений.

Упражнение 3. Выберите 2-3 карточки похожих по форме или цвету изображений (например, яблоко и мячик). Побуждайте ребенка рассуждать, чем они похожи между собой. Данное упражнение также станет первым шагом в развитии логического мышления.

Созревание мозга и речевых функций взаимосвязано. Это еще одна важнейшая причина, почему развивать речь ребенка нужно своевременно. Любая задержка в формировании речи замедляет развитие дошкольника.

Взрослым важно помнить, что освоение родного языка в 3-4 года – это настоящая работа для ребенка! Ему приходится повторять за взрослыми и запоминать ежедневно много слов. Огромное значение для речевого развития ребенка имеет наличие аудитории. Его должны слушать. Если старшие внимательны к разговору ребенка, он будет говорить все охотнее, овладевая основными грамматическими формами родного языка. В таких условиях прогресс в развитии речи малыша будет ощущаться еженедельно.

Публикации по теме:

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Протокол родительского собрания в начале учебного года во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 3–4 лет» Протокол № 1 родительского собрания группы Тема: «Возрастные особенности детей 3-4 лет. Задачи и цели. Работа по ФГОС». от «20» сентября.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей пятого года жизни» Цели:повышение педагогической культуры родителей. Знакомство с возрастными особенностями детей 4-5 лет;знакомить родителей с задачами и особенностями.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития речи у детей в 3–4 года
Опубликовано: 19 октября 2021 в 20:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития речи у детей в 3–4 года» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Андреевна Киушкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД