Мытдыева Руфина Геннадьевна
Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности
Познавательно-исследовательская деятельность предоставляет детям возможность самостоятельно найти ответы на вопросы: «Почему?», «Как?» и «Зачем?». Ребенок стремится познать мир, все узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное. Самым эффективным методом познания явлений окружающего мира является экспериментирование. Экспериментирование заключает в себе значительный развивающий потенциал : оно дает детям представления о разных сторонах изучаемого объекта, его взаимосвязях с другими объектами и, самое главное, сопровождает практические действия. Следствием этого является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и развитие умственных процессов. В ходе опытно-экспериментальной деятельности развивается память, активизируются мыслительные процессы, а необходимость представления словесного отчета о результате опыта стимулирует развитие речи.
Публикация «Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Познавательное развитие дошкольников 4-5 лет становится более целенаправленным: развивается умение принимать и правильно понимать информацию. Познавательная деятельность усложняется : дети активно реагируют на зрительную и осязательную информацию, могут оперировать ею. Благодаря накоплению личного опыта действия становятся более обдуманными, проявляются попытки работать самостоятельно. Дошкольникам средней группы можно давать 2-3 указания сразу, если действия просты и знакомы им. В этой возрастной группе следует начинать проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. При фиксации экспериментов рекомендуется использовать готовые формы, но в конце года постепенно начать применять простые карточки-схемы.
В познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 4-5 лет выделяются следующие основные направления познавательного развития : знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей; установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящее к формированию в сознании ребенка целостной системы представлений; развитие наблюдательности и формирование положительного отношения к явлениям окружающей действительности.
Цели познавательно-исследовательской деятельности
1. Создать условия для удовлетворения любознательности детей, их стремления к эксперименту, желания самостоятельно находить решения в проблемной ситуации; обеспечить безопасность дошкольников в ходе экспериментальной деятельности.
2. Способствовать развитию наблюдательности детей, необходимого условия исследовательской деятельности. Поощрять самостоятельные наблюдения, умение подмечать в предмете новые стороны и специфические особенности; не просто фиксировать объект, а формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
3. Поддерживать стремление к самостоятельному поиску проблемы и выдвижению гипотезы, поиску путей решения проблемы в ходе исследований; способствовать развитию мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение); формировать способы познания с помощью сенсорного анализа; развивать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Методы и приемы руководства познавательно-исследовательской деятельностью
При организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста необходимо учитывать следующее:
1. Деятельность по экспериментированию можно проводить еженедельно, в группе и на прогулке, длительность -15-20 мин.
2. Педагог должен стимулировать детей к самостоятельным действиям. Обязателен контроль со стороны взрослого: как для обеспечения безопасности экспериментирования, так и для поддержки, достижения точных результатов, правильного понимания выявленных свойств или явлений, формулирования заключительного вывода.
3. Необходимо подводить детей к самостоятельному анализу, обобщению увиденного в ходе эксперимента; способствовать умению формулировать выводы, излагать свою точку зрения. В процессе экспериментирования каждый ребенок должен получить возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем.
Календарно-тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
Месяц Раздел познавательно-исследовательской деятельности Темы, цель совместной образовательной деятельности
Сентябрь История воды и воздуха Тема: Что растворяется в воде? (соль, сахар, песок, крупа). Цели: развивать представления о свойствах воды, растворимости воды; учить формулировать вывод в ходе совершения практических действий.
Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины) Тема: Рыхлая и твердая почва.
Цели: развивать умение выявлять свойства почвы (определять отличия рыхлой и твердой почвы); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать интерес к прак-тическим действиям.
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема: Пройдем по лужам?
Цели: познакомить со свойством резины - непромокаемостью; учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта; развивать познавательный интерес, умение самостоятельно осуществлять практические действия.
Четыре сезона (природные явления) Тема: Листопад.
Цели: формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы (ветер помогает деревьям сбрасывать листья, умение обобщать полученные знания, формулируя выводы; развивать познавательный интерес
Тайны живой природы (мир растений и животных) Тема: Листочки к солнышку.
Цели: формировать представление о том, что растениям для роста необходим свет; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования
Что мы знаем о себе? (организм человека) Тема: Что может нос?
Цели: развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности; умения выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы
Октябрь История воды и воздуха Тема: Испарение (1-я часть).
Цели: расширять представления о свойствах воды (испарение); совершенствовать умение делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес
Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины) Тема: Почему осенью бывает грязно?
Цели: формировать представление о свойстве почвы впитывать воду; продолжать обучать способам исследования; развивать мыслительные процессы (анализ, обобщение, сравнение)
История воды и воздуха Тема: Испарение (2-я часть). Цели: продолжать знакомить со свойствами воды (испарение); совершенствовать умение делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) ’ Тема: Магнитная задачка.
Цели: познакомить с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы; учить обобщенным способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследованиям
Тайны живой природы (мир растений и животных) Тема: Для чего растениям плоды? Цели: формировать представление о развитии растений; привлекать к совместным со взрослыми практическим познавательным действиям экспериментального характера; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования
Ноябрь История воды и воздуха Тема: Чем пахнет вода?
Цели: познакомить со свойством воды (в чистом виде не имеет запаха, но может приобретать его в результате растворения ароматных веществ); привлекать к совместным со взрослыми практическим познавательным действиям экспериментального характера
Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины) Тема: Превращения песка и глины.
Цели: познакомить с некоторыми свойствами песка и глины в сравнении (водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема: Картон.
Цели: познакомить со свойствами картона; совершенствовать умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес
Четыре сезона (природные явления) Тема: Спокойной ночи, солнышко!
Цели: формировать начальные представления о вращении Земли; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования
Тайны живой природы (мир растений и животных) Тема: Почему животным тепло зимой?
Цели: познакомить с особенностями приспособления животных к зиме (теплая шерсть); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий
Декабрь История воды и воз-духа Тема: Гололедица.
Цель: закреплять знания детей о свойствах различных состояний воды (жидкое - твердое, продолжать учить устанавливать взаимосвязь между объектами неживой природы; учить детей формулировать вывод в ходе совершения практических действий
Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины) Тема: Камни.
Цель: продолжать учить детей выявлять свойства веществ и материалов (камней); закреплять умения устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать интерес к практическим действиям
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема: Деревянный мир.
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами древесины, учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта, самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес
История воды и воз-духа Тема: Как «растет» вода?
Цель: формировать у детей представление о том, что уровень воды повышается при помещении в емкость с водой посторонних предметов; развивать интерес к экспериментальной деятельности
Тайны живой природы (мир растений и животных) Тема: Как корень «служит»?
Цель: формировать у детей понятие о значении корня для роста и развития растений; закреплять умения устанавливать взаимосвязь между объектами исследования
Что мы знаем о себе? (Организм человека) Тема: Что «умеет» язычок?
Цель: продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией языка); закреплять умение выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания; развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности
Январь История воды и воз-духа Тема: Где прячется воздух?
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, выявить его повсеместное присутствие; продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес
Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины.) Тема: Мерзнет ли песок?
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами сухого и влажного песка (при его замораживании); обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать любознательность
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема: Стеклянный мир.
Цель: познакомить со свойствами стекла, продолжать учить детей обобщенным способам обследования объектов; развивать интерес к исследовательской деятель-ности
История воды и воз-духа Тема: Какой бывает вода?
Цель: закреплять знания детей о свойствах воды; формировать понятия «чистая вода - прозрачная», «грязная - непрозрачная», «фильтрация»; продолжать учить самостоятельно осуществлять практические познавательные действия; развивать любознательность
Тайны живой природы (мир растений и животных) Тема: Чем полезен холодный снег для растений?
Цель: формировать у детей понятие о взаимосвязи живой и неживой природы (польза снега для растений); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования
Февраль История воды и воз-духа Тема: Помощница вода.
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды (обладает очищающим свойством); продолжать включать детей в совместные практические познавательные действия экспериментального характера
Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины.) Тема: Сравнение свойств песка, глины и почвы.
Цель: продолжать учить детей выявлять свойства и качества материалов в сравнении, обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать интерес к объектам исследования
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема: Какие разные игрушки!
Цель: продолжать учить выявлять свойства и качества материалов в сравнении, закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема: Поплаваем?
Цель: учить детей выделять определенные свойства предметов (тонет - не тонет в воде, используя практические действия; развивать интерес к объектам исследования
Тайны живой природы (мир растений и животных) Тема: Расти, семечко, расти!
Цель: формировать у детей понятие о необходимости влаги на начальном этапе роста и развития растения; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий
Март История воды и воз-духа Тема: Водяные переливы.
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, формировать понятие о том, что вода принимает форму сосуда, в который она налита; учить детей формулировать вывод в ходе совершения практических действий
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов). Исто-рия воды и воздуха Тема: Мыльные сказки.
Цели: учить детей выявлять свойства исследуемого объекта (мыла, закреплять умение устанавливать взаимосвязи между объектами исследования (мыло и вода); развивать интерес к практическим действиям
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема: Сравнение свойств резины и древесины.
Цели: закрепить знания детей о свойствах резины и древесины в сравнении; учить выделять и обобщать свойства исследуемых объектов, продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес
Четыре сезона (при-родные явления) Тема: Почему тает снег?
Цели: формировать у детей понятие о зависимости смены сезонов от Солнца; учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы, развивать познавательный интерес
Тайны живой природы (мир растений и животных) Тема: Сажаем лук.
Цели: продолжать формировать у детей понятие о том, что растениям для роста необходимы вода и свет; закреплять знания о росте и развитии растений, учить устанавливать взаимосвязи между объектами исследования
Что мы знаем о себе? (Организм человека) Тема: Ушки - «подслушки».
Цели: продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией органа слуха); закреплять умение выделять особенности объекта исследования, обобщать полученные знания; развивать познавательный интерес
Апрель История воды и воз-духа Тема: На поиски воды.
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды (впитываемостью); продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий, развивать познавательный интерес
История воды и воз-духа Тема: Где прячется воздух?
Цели: продолжать знакомить детей со свойством воздуха заполнять все окружающее пространство; обучать способам исследования, развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема: Магнитная сила.
Цели: продолжать знакомить детей с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы на расстоянии; учить детей обобщенным способам исследо-вания объектов, развивать интерес к исследованиям
Предметы с секретом. Тайны живой природы Тема: Что природа создала? Что сделал человек?
Цели: продолжать знакомить детей с объектами природы и предметами, созданными человеком, учить отличать эти объекты друг от друга; развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности
Тайны живой природы (мир растений и животных) Тема: Птичьи дома.
Цели: формировать у детей понятие об особенностях жизни птиц весной (постройка гнезд); включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, развивать любознательность
Май История воды и воз-духа Тема: Чистая вода.
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, способами ее очистки; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические познавательные действия экспериментального характера
Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины) Тема: Ищем клад (на прогулке).
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами песка; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических по-знавательных действий, развивать интерес к объектам исследования
Что мы знаем о себе? (Организм человека) Тема: Видимые - невидимые отпечатки.
Ц ел и: продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес
История воды и воз-духа Т е м а: Из чего «сделаны» облака? (на прогулке).
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; включать их в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, развивать любознательность
Что на поверхности? Тема: Что быстрее осядет? (на прогулке).
Цели: закрепить знания о свойствах песка, глины, почвы, камня; продолжать учить выявлять свойства веществ с помощью опытно-экспериментальной деятельности
Август Июль Июнь История воды
Тема: Мыльные шутки.
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, изменениями её свойств под воздействием других веществ (мыла); закреплять умение формулировать вывод в ходе совершения практических действий
Тема: Сделаем чище!
Цели: закреплять знания об очищающем свойстве воды; продолжать учить детей устанавливать взаимосвязь между объектами исследования
Тема: Вода в решете.
Цели: закреплять знания детей о свойствах воды; познакомить со свойством растительного масла образовывать тонкую плёнку, мешая проникновению воды; продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес
Тема: Кто выпил водичку?
Цели: продолжать учить детей определять свойства исследуемого объекта (воды); включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера
Всё о воздухе
Тема: Играй и пой, трубочка!
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; закреплять умение делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес
Тема: Воздух, воздух, ты могуч!
Цели: закреплять знания детей о свойствах воздуха; продолжать учить формулировать вывод в ходе исследования; развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение
Тайны живой природы (мир растений и животных)
Тема: Какого цвета. цветок?
Цели: продолжать учить детей обобщённым способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследовательской деятельности
Тема: В цветнике.
Цели: продолжать знакомить детей с условиями, необходимыми для роста и развития растений; закреплять умение формулировать выводы в ходе практических действий; развивать любознательность
Тема: Прилип, как репей!
Цели: закреплять умение детей устанавливать взаимосвязь внешнего вида растений с их приспособляемостью к окружающему; развивать любознательность
Предметы с секретом
Тема: «Сильный» металл.
Цели: формировать у детей знания о свойствах магнита; включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера
Тема: Собиратели воды.
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами различных материалов; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования
Тема: Сминаем - разминаем.
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами ткани в сравнении; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес
Что на поверх-ности? (Свойства песка, почвы, глины)
Тема: Есть ли жизнь. в песке?
Цели: продолжать закреплять знания детей о свойствах песка; развивать умения констатировать факты, формулировать выводы
Тема: Глиняные превращения.
Цели: продолжать учить детей выделять свойства исследуемого объекта (глины, самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес
История звука
Тема: Кто громче крикнет?
Цели: закреплять у детей знания о свойствах звука; продолжать учить совершать обследовательские действия; развивать интерес к опытной деятельности
Тема: Голос высокой травы.
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами звука, возможностями его извлечения; развивать познавательный интерес
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения / А. И. Иванова // Управление ДОУ -2014. -№ 4.
2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. - М. : Сфера, 2014.
3. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. - СПб. : Детство-Пресс, 2014.
4. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. -Волгоград: Учитель, 2016.
5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников /под ред. Л. Н. Прохоровой. -М., 2014.
6. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации/Л. Н. Прохорова. -М. : АРКТИ, 2015.
7. Соловьёва, Е. Как организовать поисковую деятельность детей / Е. Соловьёва // Дошкольное воспитание. -2005.-№1.