Надя Шек
Особенности развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В концепции федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования заложены требования, направленные на формирование и развитие навыков общения между всеми участниками образовательного процесса. В них подчеркнуто, что это должны быть равноправные отношения, способствующие развитию уникальности каждого ребенка. Исходя из этого, ведущей задачей в дошкольной образовательной организации служит развитие дружеских связей между детьми.
В процессе общения осуществляется обмен и обогащение информацией познавательного или оценочного характера. Являясь специфической формой взаимодействия, общение способствует развитию всех психических процессов детей в дошкольном возрасте.
В общении определено три взаимосвязанных стороны: коммуникативная, способствующая обмену информации; интерактивная, направленная на организацию взаимодействия между детьми; перцептивная, включающая адекватное восприятие партнера.
Позитивное общение между взрослыми и детьми ускоряет личностное развитие каждого ребенка, помогает преодолеть неблагоприятную ситуацию, исправляет дефекты в процессе воспитания.
Большинство исследователей (Н. С. Лесникова, Е. О. Смирнова) выделяют следующие навыки общения: способность воспринимать и понимать речь других людей (как сверстников, так и взрослых, адекватно реагировать на замечания (речевые реплики, эмоционально выраженные, удовлетворять свои желания и потребности, поясняя своё мнение.
В старшем дошкольном возрасте общение детей со сверстниками и взрослыми имеет свои особенности. Это связано, в первую очередь, с появлением в самостоятельности действий и осознанности поступков, основанных на соблюдении нравственных норм и правил. У детей появляются внутренние социально значимые этические установки, которые определяют их поведение в детском коллективе.
В процессе общения со сверстниками старшие дошкольники начинают проявлять устойчивую избирательную привязанность, у них появляется интерес к деятельности сверстников, доброжелательность, желание не только с ними играть, но и оказать помощь. Доверяя своим друзьям, старшие дошкольники делятся с ними своими мыслями, предпочтениями, планами, что положительно отражается на развитии навыков общения.
В. В. Михайловой подчеркнута ещё одна особенность общения детей старшего дошкольного возраста – это преобладание инициативных действий над ответными. Для них становится значимым собственное высказывание или действие, а не предложение сверстника. Дети становятся очень чувствительными к словам и действиям партнера, что нередко приводит к спорам, разногласиям и протестам.
По отношению к взрослым дети испытывают потребность в сотрудничестве, им хочется, чтобы родители и педагоги относились к ним с вниманием и уважением, понимали их и сопереживали. Это желание служит основой для внеситаутивно-личностного общения.
Таким образом, развитие навыков общения в старшем дошкольном возрасте имеет свои специфические черты и проблемы. Эти проблемы связаны с экранной зависимостью детей, с появлением интереса к компьютерным играм, что снижает их речевую активность.