Мария Назарова
Доклад «Особенности проявления субкультуры детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2.
Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой, функциями и проявляется в детском фольклоре, играх, художественном творчестве, традициях, коллекционировании.
Благодаря детской субкультуре ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир. Дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, т. е. выполняющие воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание.
Публикация «Доклад „Особенности проявления субкультуры детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Тексты детского фольклора передаются от старших детей к младшим для регуляции взаимоотношений в их референтных группах.
Мы все с детства помним слова:
Дождик, дождик, пуще дадим тебе гущи…
Или Божья коровка, Полетай на небко Там твои детки…
Как отмечают В. В. Абраменкова, М. В. Осорина этот неповторимый мир исчезает и уходит в прошлое, и его изучение и сохранение определило актуальность выбранной темы.
В качестве одной из основных причин потери этого мира учеными отмечается доступность детям разнообразных гаджетов, загруженность детей. Родители, стремясь дать ребёнку как можно лучшее образование, занимают его день настолько, что у него не остаётся свободного времени. Учёные и обеспокоены и проблемой с пространством, в котором существует детская субкультура. Проведенные исследования показывают, что, несмотря на то что в городах имеются детские площадки, но той дворовой культуры, которая формировала детскую субкультуру, нет. Телевизионный или компьютерный мир находится на первом месте, он всё больше подменяет для ребёнка игру, активную продуктивную деятельность, общение с близкими взрослыми.
Цель исследования: изучить особенности субкультуры детей дошкольного возраста.
Теоретические основы исследования: В. В. Абраменкова о понятии детской субкультуры в социальной психологии детства, В. Т. Кудрявцев о природе детской субкультуры, М. В. Осорина о стратагемах детской субкультуры, Н. Иванова об особенностях и значении детской субкультуры и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении теоретических основ субкультуры детей дошкольного возраста.
Объект исследования, предмет исследования, задачи и методы исследования представлены на слайде.
Слайд 3.
В первом параграфе на основе исследований И. С. Кона, М. Мида, Е. В. Гончаровой, А. В. Мудрика, А. А. Скороходова мы изучили понятие субкультуры, её признаки и компоненты.
Развиваясь как личность, человек формирует и раскрывает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы и культуры, обретает круг значимых других существ, проявляет себя перед самим собой. Однако процесс вхождения в культуру обусловлен и возрастными особенностями, и позицией личности в социуме, и т. д. Эти особенности в педагогических и психологических исследованиях И. С. Кон и М. Мид объединяются в понятие «субкультура». Понятие вы видите на слайде.
Мы сравнили подходы Гончаровой и Абраменковой к компонентам субкультуры.
Слайд 4.
Е. В. Гончарова считает, что наиболее важным компонентом является наличие духовной и социальной свободы. Только при этом условии может сформироваться свободная личность со своими взглядами, мнениями и ценностями.
Следующий компонент – это самопознание и саморазвитие. Это помогает ребенку и взрослому чувствовать себя личностью, быть уверенным, постоянно расширять границы своей духовной культуры, стремясь к общению с миром людей, миром культуры, миром природы, но при этом ощущать свою индивидуальность, неповторимость, свою ценность и необходимость. Только через общение человек приобретает социальный опыт, который так важен для субкультуры. Поэтому следующим компонентом является коммуникативная культура.
Наиболее сложным компонентом субкультуры является гармония человека с самим собой, с окружающим миром. Благодаря познанию других, человек познает себя, сопоставляя себя с другими, развивает в себе новые, необходимые ему качества личности.
Слайд 5.
По мнению В. В. Абраменковой содержание детской субкультуры составляют такие компоненты как:
• традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры);
• детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);
• детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);
• детское философствование (вопросы типа «почему», рассуждения о жизни и смерти и пр.);
• эстетические представления детей (составление веночков, букетов, рисунки и лепка, «секреты»);
• детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места и пр.);
• детская магия и мифотворчество («колдовство» против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории - небылицы);
• детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы);
• наделение прозвищами сверстников и взрослых; религиозные представления (детские молитвы, обряды).
Таким образом, Гончарова основное внимание обращает на внутреннее содержание субкультуры, а Абраменкова на ее внешнее проявление.
Слайд 6.
А. В. Мудрик выделил следующие признаки субкультуры, которые вы видите на слайде.
Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие потребности ребенка в изоляции от взрослых, в близости с другими людьми за пределами семьи, в самостоятельности и участии в социальных изменениях. В детской субкультуре формируется целостный жизненный опыт ребенка, осуществляется его культурное развитие.
7 слайд.
Во втором параграфе мы рассмотрели детскую субкультуру как механизм социализации детей дошкольного возраста.
Многие авторы рассматривают детскую субкультуру как универсальный механизм социализации ребёнка, так как именно она максимально способствует естественному включению ребёнка в систему социальных связей и отношений, в ходе которого он познаёт мир сверстников, взрослых и имеет возможность транслировать окружающим свой собственный внутренний мир, а также удовлетворять потребность в самостоятельности и активности. Понятие социализации на слайде.
Абраменкова сформулировала функции детской субкультуры, как института социализации детей дошкольного возраста.
Слайд 8.
Смысл детской субкультуры для ребенка заключается в том, что она предоставляет ему особое психологическое пространство, благодаря которому ребенок приобретает «социальную компетентность в группе равных», это значит, что основная функция детской субкультуры — социализирующая, и основным агентом социализации выступает группа сверстников. Остальные функции вы видите на слайде.
Итак, благодаря детской субкультуре, из поколения в поколение передаются специфические способы организации деятельности детей, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками. Ребёнок имеет возможность обрести свою сущность, констатировать свой собственный мир. Нами раскрыты особенности детской субкультуры, выявлены её основные компоненты. Все эти компоненты играют важную роль в процессе социализации детей.
Слайд 9.
В последнем параграфе мы изучили ППО по изучаемой проблеме. Оленева Елена обобщила опыт работы по теме «Использование коллекционирования как содержания детской субкультуры в развитии творческой инициативы дошкольников»
С коллекционирования начинается приобщение к миру маленьких тайн и открытий. Автор отмечает, что стремление к коллекционированию можно рассматривать как проявление поисковой активности. Коллекционирование - занятие долговременное, поэтому требует таких личностных черт как целеустремленность, обстоятельность в работе, строгость и четкость в отборе материала. Коллекционирование активизирует интеллект и креативность, заставляет постоянно думать классифицировать и систематизировать, приобретать новые знания. С детского интереса к коллекционированию начинался путь в большую науку многих выдающихся исследователей.
Итак, изучив опыт Оленевой Елены, мы пришли к выводу, что коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Восприятие предметов коллекции тесно связано с чувствами и эмоциями детей. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому, художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет активизируют имеющиеся знания, придает направленность творческим интересам).
В работах И. А. Бурлаковой, Е. Е. Клопотовой, Т. В. Коптевой описаны возможности использования дворовых игр для формирования разновозрастного сообщества детей. Цель проекта «Возрождение традиций дворовых игр» - повышение мотивации и интереса к общению через такую игру. Это предполагает участие в проекте людей разного возраста : дошкольники и младшие школьники, подростки и родители, педагоги и люди пожилого возраста, которые могут поделиться воспоминаниями, научить играть и с удовольствием посмотреть, как играют их дети и внуки. Следующие опыты, которые мы изучили, представлены на слайде.
Слайд 10.
В заключении хотелось бы вспомнить слова Антуана де Сент-Экзюпери «Все мы родом из детства», и от того каким будет детство у наших воспитанников, счастливым, полным впечатлений или разочарований, какие события сохранит их память: «секретики», игра в классики, «резиночку» зависит от взрослых.