Александра Александровна Ганцева
Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников с нарушениями интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников с нарушениями интеллекта. Работа проектного типа по дисциплине:
«Введение в проектную деятельность»
Введение
В настоящее время принципиально меняется содержание образовательного процесса, в котором возможно выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста.
Публикация «Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников с нарушениями интеллекта» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Изобразительная деятельность - единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Изобразительная деятельность заключает в себе больше возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций.
Изобразительная деятельность для детей с нарушениями интеллекта носит эмоциональный и творческий характер. Задача состоит в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для развития творческих спо-собностей на основе дифференцированного подхода. Положительные эмо-ции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому необходимо постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Объект исследования: изобразительной деятельности у дошкольников.
Предмет исследования: особенности процесса развития изобразительной деятельности у дошкольников с нарушениями интеллекта
Проблема проекта: использование традиционных методов, приемов и средств в воспитании и обучении детей с нарушениями интеллекта не всегда приносит ожидаемый результат. В связи с этим возникла необхо-димость поиска новых эффективных методов работы с детьми с особыми образовательными потребностями, поэтому, наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении недостатков развития мы использовали и изодеятельность.
Для разрешения проблемы возникла идея: Развитие мелкой моторики у детей с посредством современных методов и подходов по изодеятельности.
Сущность проекта заключается в поиске ответа на вопрос, какими должны быть содержание, методы и формы художественно- эстетической деятельности, помогающие преодолеть психологические трудности и сохранить здоровье детей.
Цель проекта: формирование интеллектуальной, познавательной, речевой деятельности через художественно-эстетическое развитие.
Задачи проекта:
1. Формировать художественно-творческие способности к изобразительной деятельности.
2. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, моторику рук, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
3. Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к окружающему миру
4. Развивать умения в продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
5. Способствовать развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, творческих способностей, фантазии, воображения.
Ожидаемый результат:
Развитие художественно-эстетических способностей детей, развитие мелкой моторики, формирование речевых навыков, развитие интереса к познанию окружающего мира.
Сроки разработки и реализации проекта:
2 года.
Ресурсы проекта.
1. Обеспечение организационных условий (разработка содержания, методов, подходов и приемов работы с новым содержанием и т. д.).
2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ инфор-мации, нужной для реализации проекта, представление опыта педагогам ДОУ).
3. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформиро-вать заинтересованность в решении задач, заинтересованность специалистов сопровождения).
4. Обеспечение научно-методических условий (создание научно-методического обеспечения реализации проекта, различных методических памяток и рекомендаций).
5. Обеспечение рефлексивного пространства для педагогов, принимающих участие в проекте (создание страниц в Интернете, посвященных проблемам сохранения психологического здоровья детей с ОВЗ).
6. Обеспечение материально-технических условий.
Планирование проекта.
1. Подготовительный этап
1. Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2. Обсуждение с родителями и педагогами проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
3. Определение содержания деятельности всех участников проекта.
2. Основной этап реализации проекта
Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непо-средственно по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», по следующим направлениям: работа с детьми и взаимодействие с семьёй.
Практическая значимость реализации художественно-эстетического развития является :
- создание обстановки эмоционального благополучия;
- создание и обновление предметно-развивающей среды;
- вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
- использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
- синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознаком-лению детей с окружающим миром; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;
- взаимодействие с семьями воспитанников.
Организация учебно-воспитательного процесса реализуется:
- через мероприятия по совместной деятельности воспитателя с детьми:
• Пальчиковые игры: «Моя семья», «Считаем пальчики», «Как живешь?», «Дом на горе», «Замок».
• Самомассаж ладоней и пальцев крупами, массажными мячиками, еловыми шишками и др.
• Дидактические игры: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Цветные прищепки», «Чудесный мешочек», «Цветные палочки», «Найди пару».
• Игры со шнуровкой, игры с мелкими и крупными предметами (пуговицами, камешками, крупами, игры с настольным и на-польным строительным материалом.
• Экспериментирование с водой: «Переливание воды», «Окраши-вание воды», «Вода из снега».
• Настольный и пальчиковый театр «Курочка Рябя», «Теремок», «Колобок».
• Игровые упражнения «Дорисуй, чего не хватает», «Подбери по цвету», «Наклей недостающие предметы», «Почини машину», «Найди такой же».
• Использование музыки на занятиях и в режимных моментах для создания эмоционального фона.
• Выставка детских работ, рассматривание экспонатов, творческих работ.
• Рассматривание иллюстраций картин художников, книжных ил-люстраций.
- через работу с семьей.
Семья и детский сад связаны преемственностью, что обеспечивает не-прерывность воспитания и обучения детей. Поэтому сотрудничество с семьей строится по двум направлениям: первое направление – включа-ет индивидуальные и наглядно-информационные формы работы. Ор-ганизуются индивидуальные беседы, консультации, выпуск информа-ционных стендов, памяток, папок-передвижек, оформление фотовыставок, выставки детских работ. ; второе направление – включает коллективные формы работы, которые обеспечивают организацию продуктивного общения всех участников образовательного пространства.
Перспективное тематическое планирование по художественному творчеству:
ЭТАП ПЕРВЫЙ – Знакомство с материалами используемыми при рисовании (бумага, ее свойства, картон, краски и т. д.). Все даем в руки для любых видов манипуляций. Ребенок работает один (в группе только, если он предварительно подготовлен).
ВТОРОЙ ЭТАП - Чирканье и мазанье карандашами и красками (кистями и пальцами). Работа в основном на бумаге (просто мажем все подряд во время знакомства с материалом).
ТРЕТИЙ ЭТАП - Работа с трафаретами.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП - Раскрашивание готовых картинок. Раскрашивание простых и составных геометрических фигур с обязательным их называнием, проговариванием их расположения на листе и заданиями типа:
ПЯТЫЙ ЭТАП - Работа с копиркой. Работаем от простого к сложному. Об-суждаем сюжеты копируемых рисунков (подобранные психологом с учетом проблем детей).
ШЕСТОЙ ЭТАП - Рисование по клеткам.
СЕДЬМОЙ ЭТАП - Самостоятельный рисунок на свободную тему.
ВОСЬМОЙ ЭТАП - Рисунок на заданную тему (я в школе, дома, моя семья, я гуляю во дворе и т. п.).
ДЕВЯТЫЙ ЭТАП - Все дети рисуют один рисунок на большом листе. Этот этап необходим для закрепления навыков коммуникации. Также используем его для логического завершения работы (память для руководителя о группе, подведения итогов (вот к чему мы пришли; какие мы стали: умелые, дружные, веселые и т. п.).Так же для того, чтобы ближе узнать эмоциональное состояние ребенка используются на занятиях разные упражнения: «Нарисуй: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д.». «Изобрази место, которое делает тебя счастливыми; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать». «Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. А что тебе хотелось бы подарить? Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог это подарить?». «Нарисуй вещи, противоположные друг другу: слабый – сильный; счастливый – несчастный, печальный – веселый; любить – не любить; хороший – плохой; счастье – несчастье; доверие – подозрение; отдельно – вместе». Детям, эмоционально зажатым, с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям мы предлагаем краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах, пластилин, рисование мелом.
Содержание модуля программы по развитию мелкой моторики кистей рук, подвижная аппликация: проведение вертикальной линии, аппликация из го-товых форм «Коврик», рисование с использованием трафарета «Квадрат», орнамент в квадрате «Коврик», рисование человека по трафарету, «Человек» (подвижная аппликация, рисование фигуры человека красками, пластилиновое чудо, лепка Панно «Колобок», лепка Панно «Новогодняя ёлка» - 10 часов.
Содержание модуля программы по формированию произвольного поведения и координации движений крупной и мелкой моторики средствами драматизации: коррекционно-развивающее занятие «Колобок» «Путешествие рыбки», занятие по развитию координации движений кистей рук «Этот ловкий мяч», коррекционно-развивающее занятие «Зоопарк», коррекционно-развивающее занятие «Умелые ладошки», коррекционно-развивающее занятие «В гостях у дикого зверя», коррекционно-развивающее занятие «Меткие стрелки», коррекционно-развивающее занятие «В гостях у сказки», коррекционно-развивающее занятие «На чем играл зайка», коррекционно-развивающее занятие «Путешествие в Царство Нептуна» - 10 часов.
Содержание модуля программы по формированию жизненных компе-тенций: кто такой «пассажир», «водитель», «пешеход». Чтение стихотворе-ния К. Завойской «Ехал странный пассажир», аппликация «Дорожные зна-ки», беседа по картине «Улицы города», чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица», раскрашивание книжки-раскраски «Мой город», «Моя улица», беседа «Виды транспорта». Аппликация «Автомобиль», чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль», рисование дорожных ситуаций, дорожные знаки, чтение стихотворения В. Кожевникова «Песенка о правилах», работа с разрезными знаками (собрать, раскрасить, аппликация «Светофор», «Три глаза светофора», рисование с помощью ластика «По скользкой дорожке», рисование «Осторожно, гололед», аппликация «Светофорик», аппликация «Пешеходный переход»- 10 часов.
Работа с родителями. Анкета для родителей.
«Выявление условий для художественной деятельности в семье»
1. Фамилия, имя ребенка, возраст.
2. Состав семьи (отец, мать, братья, сестры их возраст).
3. Профессия родителей.
4. Проявляют ли родители интерес к искусству (каким видам)
5. Каким видом художественной деятельности любят заниматься? (рисованием, лепкой, аппликацией, вышиванием, резьбой по дереву и т. д.).
6. Привлекаются ли дети к занятиям совместно со взрослыми, и в чем проявляется их участие?
7. Содержание художественной деятельности : читает ли стихи, рассказывает ли сказки, танцует, поет, рисует, разыгрывает спектакль с игрушками. Участвуют ли взрослые в этом процессе?
8. Есть ли место для занятий ребенка любимым видом художественной дея-тельности? Какое участие принимают в организации художественной дея-тельности ребенка родители и другие члены семьи?
Консультация для родителей на тему «Рисуем вместе с ребенком»
Прививать ребенку любовь к рисованию – значит показать ему замечатель-ный путь к самовыражению через творчество. Не говоря уже о том, что занятие поможет навсегда решить проблему свободного времени, разовьет память, наблюдательность и фантазию.
Дети довольно рано осваивают карандаши, ручки и фломастеры. Годовалые малыши азартно чертят, чиркают и «калякают» на всем, что подвернется им под руку. Открыв тайну «волшебных палочек», которые оставляют разно-цветные линии, дети начинают испытывать их всеми доступными способами. Это важный предварительный этап, репетиция. Трудность настоящего периода детского творчества для родителей заключается в том, что маленькие художники пока еще не знают ограничений. Их цветные каракули можно увидеть где угодно: на одежде, на стенах, скатертях. В тетрадях старших братьев и сестер. Некоторые обожают рисовать на собственных руках, ногах, приводя взрослых в ужас. Любопытство, помноженное на желание экспериментировать. Заставляет их с фломастером в руках осваивать все новые территории. Именно поэтому родителям нужно запастись терпением. Любые ограничения, которые устанавливают взрослые, зачастую воспринимаются как «нельзя рисовать». Поэтому на первых домашних уроках маленький художник должен усвоить простое правило: рисовать на бумаге гораздо интереснее, чем на чем-либо еще. Со временем вы можете предложить ему и другие материалы (холст, картон, керамику, но для начала большой белый лист – идеальный плацдарм для экспериментов с карандашами и фломастерами. Не бойтесь творить вместе с детьми, им это должно понравиться.
Рекомендации родителям:
Заинтересуйте ребенка рисованием. Для работы с гуашью достаточно вы-брать несколько основных цветов и, выложив немного краски в блюдца, чуть-чуть развести водой. 2-3-х летний малыш только знакомится с цветами и красками, и задача взрослых – показать ему их разнообразные возможности. Кончик карандаша может чертить прямую линию, а может оставлять плавные «волны», острые «молнии», «кудрявые» загогулины. Яркие цветочные пятна, которые делает кисточка, сами по себе красивы. Если какие-то из них напоминают вам животное или что-то еще, можно показать ребенку чудесное превращение желтого пятна в цыпленка, зеленого - в крону дерева, голубого - в тучу, из которой накрапывает дождь.
Не ограничивайте творчество маленького живописца. Можно использовать чистую сторону старых плакатов, календарей, обои, по которому можно ползать и рисовать каракули любого размера.
Не бойтесь экспериментировать. Для экспериментов с красками могут при-годиться самые неожиданные вещи: катушки ниток, ластики, пробки – их можно использовать в качестве печатей, кусочки поролона, старые зубные щетки, перышки. Для рабочей спецовки можно выбрать что-нибудь из старых вещей, которые можно пачкать. Если даже вы еще не понимаете, что рисует малыш, он все равно – САМЫЙ ЛУЧШИЙ ХУДОЖНИК В МИРЕ! Помните, ни одна похвала в этом деле не будет лишней.
3. Заключительный этап.
3.1. Мониторинг развития детей с у дошкольников с нарушениями интеллекта.
3.2. Выводы проекта:
- динамика интеллектуального, познавательного развития.
- положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными техниками рисования, материалами для рисования и лепки, новыми игрушками, интерес и желание рисовать, лепить, конструировать, играть с игрушками.
- речевая активность детей.