Юлия Зубченко
Особенности развития геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей.
Представления, в том числе и математические, - это субъективные образы объективно существующие, воссозданные памятью или созданные воображением, возникающие, когда нечто материальное, породившее эти образы, непосредственно не воздействует на органы чувств субъекта (58).
Публикация «Особенности развития геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- Геометрические фигуры и формы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Генетически представления занимают промежуточное положение между восприятием и понятиями. Представления предшествуют понятийному мышлению, сопровождают его, придают понятийному мышлению конкретность и определенность. Исследования педагогов и психологов (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, А. М. Леушина, Г. А. Корнеева, Е. И. Щербакова, В. В. Данилова, Т. А. Мусейибова и др.) показывают, что существуют особенности восприятия и генезиса математических представлений в дошкольном возрасте.
Математическое образование направлено на освоение дошкольниками представлений, которые являются предпосылкой формирования математических понятий (число, величина, геометрические фигуры и др.).
Математические представления (о множестве, числе, счете, форме предметов и геометрических фигурах, величинах и их измерении, простейших вычислениях, постигаемые ребенком на эмпирическом, чувственном уровне, называют элементарными. Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей (54, 7).
В научной литературе выделяют следующие представления : количественные, геометрические, величинные, пространственные и временные. Анализ научной литературы показал, что авторы выделяют 5 видов этих представлений.
Под геометрическими представлениями мы будем понимать представления, связанные с геометрическими фигурами и формой предметов.
Геометрические представления тесным образом связаны с «сенсорными эталонами», понятие которых впервые ввел А. В. Запорожец. По мнению автора, «сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Если рассматривать форму, то это геометрические фигуры, такие как круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, четырехугольник и др. (20).
В отечественной дошкольной педагогике наиболее полно вопросами сенсорного воспитания наряду с А. В. Запорожцем занималась Е. И. Тихеева, которая тесно связывала его с окружающей жизнью, с познанием мира природы, с играми и трудом.
Стоит отметить, что в современную систему сенсорного воспитания детей дошкольного возраста легли наработки таких ученых и практиков как А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, А. М. Леушина, В. И. Логинова, Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер и др.
Следует отметить, что А. В. Запорожец рассматривал систему сенсорных эталонов как продукт культуры, которым овладевают дети и тем самым получают инструмент познания мира. Продолжая исследования А. В. Запорожца, А. П. Усовой при ознакомлении с формой, величиной, цветом была разработана определенная организация познавательной деятельности детей на занятиях. Этапы освоения системы эталонов и два пути их усвоения (перцептивный и интеллектуальный) были предложены Л. А. Венгером. Для детей младшего дошкольного возраста характерен перцептивный путь. Интеллектуальный путь недоступен их, так как он тесным образом связан с видами мышления, которые развиваются в онтогенезе. Для детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышления является ведущим, а наглядно-образное только зарождается в недрах наглядно-действенного. Поэтому освоение эталонов формы происходит преимущественно в практической предметной деятельности.
При ознакомлении с геометрическими формами воспитатель использует следующие приемы: обведение контура фигуры, ощупывание фигуру, проводить ладонью по поверхности, группировка и сопоставление с рядом предметов сходной с ней формы, а также группировка вокруг соответствующих фигур.
Дети младшего дошкольного возраста, по мнению многих авторов, испытывают большие трудности в усвоении названий цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета и его словесным обозначением (18; 51).
Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами, по мнению многих авторов (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Е. И. Тихеева, А. М. Леушина, В. И. Логинова, З. А. Михайлова и др., следует рассматривать в двух аспектах:
• в плане сенсорного восприятия и использования как эталонов в познании форм окружающих предметов;
• в смысле познания особенностей структуры фигур, их свойств, основных связей, отношений, закономерностей в их построении (т. е. собственно геометрического материала) (20; 29; 34; 51; 54; 58 и др.).
Выделять три этапа в познании ГФ детьми дошкольного возраста, которые связаны с возрастом детей. Так в 3-4 года ГФ воспринимаются как целые и различаются детьми в основном по форме; в 4-5 лет ГФ воспринимаются аналитически, их свойства и структуру дети устанавливают эмпирически (опытным путем); в 5-6 лет ГФ дети воспринимают в определенной взаимосвязи по структуре, свойствам, осознают их общность.
В результате психологических исследований известно, что процесс познания детьми формы как свойства - это длительный и сложный, требующий организованного и целенаправленного обучения детей, предполагающий использования разнообразных дидактических средств (дидактических игр и упражнений, дидактического оборудования и материалов, художественной литературы, малых фольклорных жанров и др.).
Детям 3-4-х лет доступно различение геометрических фигур от предметов, выделение их формы, а также называние ГФ: «Треугольник — как крыша», «Платочек — как квадратик». Обследуя фигуры осязательно-двигательным путем, дети стараются провести рукой по контуру, оречевляя свои действия и называя эту ГФ. При восприятии фигур дети абстрагируются от цвета, размера, выделяя их форму, т. е. существенный признак (форма, характерный для этого предмета или изображения. В силу возрастных особенностей дети часто путают похожие фигуры: овал и круг, прямоугольник и квадрат, что связано с беглым восприятием, не сосредоточением взгляда на контуре или плоскости. Сначала они учатся ориентироваться на одно из свойств, которым является форма, а затем – на 2 или 3 свойства одновременно.
Дети 4-5 лет успешно обследуют геометрические фигуры, проводя указательным пальцем по контуру. При этом они, как правило, называют структурные компоненты: вершины, стороны, углы. Прослеживают движением руки линии, образующие углы; обнаруживают точки пересечения линий. Обследование становится точным и результативным. В этом возрасте дети определять сходства и различия форм предметов с ГФ; определяют любую неизвестную форму; отображать формы в продуктивной деятельности.
В 5-6 лет дети в основном зрительно воспринимают ГФ и классифицируют, упорядочивают и систематизируют предметы по форме. Преобладает словесная характеристика формы предметов и ГФ. Геометрические фигуры становятся эталонами определения формы окружающих предметов и их частей.
Следует отметить, что переход от одного уровня к другому протекает не самопроизвольно, а под влиянием целенаправленного обучения (А. М. Пышкало, А. А. Столяр). Отсутствие обучения, по их мнению, тормозит развитие (54).
Анализируя комплексные и парциальные программы, мы выяснили, какие геометрические представления формируются и развиваются в младшей группе. Смотри табл. 1.1. и Приложение 1.
Таблица 1.1.
Анализ содержания геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста
Программа Содержательный аспект
«От рождения до школы» (2019) Формирование элементарных математических представлений.
Форма. Познакомить детей с геометрическими фигурами : кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
«Детство» (2019) Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем
Освоение умения пользоваться предэталонами («как кирпичик», «как крыша», эталонами форм: шар, куб, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Проявление интереса к играм и материалам, с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого-либо образа, изменять полученное.
…. Овладение умением воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам (все большие; все квадратные и большие, уравнивать группы предметов (столько же, увеличивать и уменьшать группы предметов (3—5 предметов).
«Математические ступеньки» (Е. В. Колесникова) Геометрические фигуры
Обследовать объект зрительно-двигательным путем;
- представлять, что фигуры могут быть разного размера;
- видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
Знакомить:
- с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник);
- геометрическими телами (шар, куб, цилиндр).
«Игралочка» (под научным руководством Л. Г. Петерсон.) Геометрические формы
Развивать умение узнавать и называть круг, треугольник, шар; обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание; совершенствовать умение находить эти формы в окружающих предметах
В целом, в младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с геометрическими фигурами : кругом, квадратом, треугольником, учат обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
В программе «Детство» круг представлений расширяется, добавляется знакомство с предэталонами («как кирпичик», «как крыша») и эталонами форм: шар, куб, прямоугольник. Овладение умением воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам одному или двум, одним их которых является форма, например, все большие; все маленькие; все квадратные и большие; все круглые и маленькие. Авторы программы предупреждают, что вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей. Это:
дошкольник малоактивен в игре-экспериментировании, использовании игр и игровых материалов, обследовании, наблюдении.
не учитывает сенсорные признаки предметов в практической деятельности (25).
В парциальной программе «Игралочка» дети учатся узнавать и называть только плоские ГФ «круг», «треугольник»; объемные (пространственные) ГФ «шар»; обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание; совершенствовать умение находить эти формы в окружающих предметах. При исследовании форм фигур используются следующие приемы: взаимное наложение или приложение фигур (этот прием позволяет четче воспринять особенности фигур, их сходство и различие, выделить их элементы); обследование фигур осязательно-двигательным путем и выделение некоторых элементов и признаков фигуры (дети учатся словесно описывать ту или иную фигуру); организация разнообразных действий с фигурами (катать, класть, ставить в разные положения); группировка фигур по размеру, цвету и пр.
В случае с треугольником воспитатель может смоделировать ситуацию, в которой у детей возникает потребность узнать, почему треугольник называется треугольником. Для закрепления представлений о геометрических фигурах воспитатель побуждает детей находить круг, треугольник и шар в окружающих предметах, выделять и обозначать словом форму предметов в окружающей обстановке (тарелка – круглая, зонтик – треугольный, дерево – треугольное и т. п.) (38).
В парциальной программе «Математические ступеньки» (Е. В. Колесникова) расширен ряд ГФ, добавляются ГФ (прямоугольник, овал, геометрические тела (шар, куб, цилиндр, если сравнивать с ООП «От рождения до школы». Есть и незначительные отличия с ООП «Детство». Смотри табл. 1.1. Добавлено знакомство с плоской ГФ овалом и объемная ГФ – цилиндр в парциальную программу «Математические ступеньки» (23).
Для формирования и развития геометрических представлений у детей необходимо использовать разнообразные дидактические средства и материалы, одним из которых является природный материал (снег, вода, песок, глина, трава, палочки, ракушки, шишки, каштаны, желуди, плоды шиповника, семена клена, липы, колосья, листья и т. п., который является не только средством развития математических представлений, но и прекрасным сырьем для поделок и игр с ними. С помощью природного материала, наглядно представленного детям, они непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимают многообразие свойств природных объектов: форму, величину, пространственное расположение др. Наряду с этим происходит развитие всех психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и речи). Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине, что способствует расширению сенсорного опыта дошкольников, обогащению их жизненного опыта.
Таким образом, в младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с геометрическими представлениями. Это представления, связанные с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник и др.) и формой предметов (круглая, квадратная, треугольная и др., которые познаются с помощью различный органов чувств преимущественно в практической предметной деятельности.