Светлана Гиляжева
Особенности развития детей раннего возраста в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст это самый важный период жизни человека, когда начинают формироваться самые фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этом периоде жизни каждого человека устанавливаются основные отношения ребенка с миром. Недаром говорят, что до пяти лет закладываются основные качества личности. Ни на одном из последующих возрастных этапов ребенок не развивается такими быстрыми темпами, как в раннем детстве. В результате так важно с момента рождения малыша правильно организовать процесс его воспитания и обучения, последовательно усложнять свои задачи, применять разумные средства, методы и приемы воздействия. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка все еще очень ограничен.
Темочки:
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Читая педагогическую литературу, я заметила для себя, что на особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде дошкольного учреждения влияют идеи гуманизации, реализация которых осуществляется через создание возможности активного освоения культурных ценностей для каждого ребенка, с целью актуализировать процессы социализации (Т. И. Бабаева). Задачи социализации исходят из самой ценности периода раннего детства и создания специфических условий для реализации возрастного потенциала развития ребенка (Н. Ф. Голованова). В педагогическом процессе его содержание, средства, формы должны быть направлены на удовлетворение ведущих возрастных потребностей учащихся. А мнение А. Г. Асмолова, который считает, что образовательная среда создается ради ребенка и обеспечивает равный старт в развитии каждого ребенка я буду использовать в своей педагогической практике.
Согласно основным положениям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, "образовательная среда представляет собой систему условий для социализации и индивидуализации детей, предоставляет возможность активного участия воспитанников младших возрастных групп в различных мероприятиях, организованных в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. "
Благополучие детей напрямую зависит от их интеллектуального, физического и духовного развития. Детство самое благоприятное время для того, чтобы заложить прочный фундамент для жизни. Многолетние научные исследования доказали, что качество окружающей среды напрямую связано с уровнем развития ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.
Для выполнения этой задачи развивающаяся предметно-пространственная среда должна быть:
1. содержательный включает средства обучения (в том числе технические и информационные, материалы (включая расходные материалы, инвентарь, игровое, спортивное и рекреационное оборудование, которые позволяют проводить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность всех категорий детей, экспериментировать с доступными для детей материалами; двигательная активность, включая развитие развития крупной и мелкой моторики, участия в подвижных играх и конкурсах; эмоциональное благополучие детей при взаимодействии с предметно-пространственной средой; возможность самовыражения детей;
2. трансформируемый обеспечить возможность изменений в RPPS в зависимости от образовательной ситуации, включая меняющиеся интересы, мотивы и возможности детей;
3. многофункциональность обеспечить возможность разнообразного использования компонентов развивающей предметно-пространственной среды (например, детской мебели, ковриков, мягких модулей, экранов, в том числе из натуральных материалов) в различных видах детской деятельности;
4. доступность обеспечить свободный доступ учащихся (в том числе детей с ограниченными возможностями) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской деятельности. ;
5. безопасный все элементы развивающейся предметно-пространственной среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, таким как санитарно-эпидемиологические правила и нормы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного использования Интернета.
Организация педагогического процесса основана на принципе "сквозного" развития ребенка, т. е. всестороннего развития его способностей во всех областях и во всех видах деятельности, в процессе движения и активного исследования предмета и окружающего мира. Педагогический процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности со взрослым (воспитателем, психологом, родителем и т. д.). День жизни ребенка строится как взаимосвязь различных видов деятельности.
В первые дни в детском саду дети плохо контактируют со взрослыми и сверстниками. Поэтому в эти первые дни знакомства с детьми, в процессе общения, в играх воспитателю необходимо устанавливать доверительные личные контакты, проявлять индивидуальную заботу и помощь, быть надежной опорой для каждого ребенка.
Для маленького ребенка необходимо следующее:
1. Укрепление здоровья ребенка, закаливание его, повышение работоспособности нервной системы.
2. Развитие основных видов движений (ходьба, бег, метание, ловля, прыжки).
3. Обогащение связи малыша с окружающим миром, развитие интереса к доступным его пониманию явлениям этого мира в повседневной жизни и в специально организованных занятиях с ребенком, перенос их в игровую, изобразительную, музыкальную и другие виды деятельности.
4. Расширение запаса понятных слов и обогащение активного словарного запаса.
5. Разнообразие предметной деятельности малыша: знакомство с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними, показ выбора и группировки предметов по свойствам; стимулирование и поддержка положительной эмоциональной реакции на выполнение элементарных действий самообслуживания (одевание, раздевание, уборка игрушки). Воспитание интереса к трудовым действиям, поощрение желания выполнять их самостоятельно.
6. Содействие развитию личности ребенка : создание условий для развития его самостоятельности в различных видах деятельности, самоуважения и самоуважения через оценку успехов в деятельности и общении.
7. Привитие навыков поддержания опрятности и чистоты.
8. Поощряйте ребенка к дружеским отношениям со взрослыми и сверстниками.
9. Воспитание любви и уважения ко всему живому (животным, растениям) и миру вещей.
Одной из чрезвычайно важных и ответственных задач воспитания детей раннего возраста является развитие речи. Овладение речью в основном происходит в этот период от одного до трех лет. Речь маленького ребенка возникает и изначально функционирует в общении со взрослым. Поэтому первой задачей воспитания является развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребенком, но и включать его в диалог, создавать потребность в его собственных высказываниях. Часто занятия по развитию детской речи сводятся к повторению слов взрослого: дети заучивают стишки или сказки, повторяют за взрослым новые слова, поют вместе с ним детские песенки. Но собственная речь ребенка не развивается через подражание другим, даже самым правильным образцам. Чтобы ребенок заговорил, у него должна быть потребность.
Как известно, игра это основное занятие дошкольника. Именно в игре ребенок узнает все новое. Чтобы добиться результата, необходимо чаще играть с ребенком в игры, развивая речь, воображение, мышление. Поэтому занятия дома должны проходить в игровой форме. Чтобы добиться результата, нужно заниматься не менее 3 раз в неделю, а желательно каждый день по 15-20 минут. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может вызвать заикание. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время.
Организуйте рабочее место малыша: учебный стол, удобное кресло, тетради, зеркало, карандаши. Важно разнообразить игры и упражнения. Это могут быть игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха, игры на формирование лексических и грамматических категорий.
Занятия должны нравиться ребенку это обязательное условие.
Чтобы сделать это: выбирайте время для занятий, когда ребенок сыт, выспался, погулял, чувствует себя хорошо; вписывайте занятия в свой распорядок дня и придерживайтесь его каждый раз; поддерживайте интерес ребенка к уроку. Если игра или упражнение кажутся ребенку скучными, найдите ему замену.
Не отказывайте детям в просьбе поиграть.
Игры для обогащения словарного запаса и развития связной речи очень важны для ребенка дошкольного возраста. Вместе со своим ребенком составьте альбом с фотографиями самого ребенка: как он ест, ходит, спит, играет и т. д. Вырежьте, сфотографируйте или подберите похожие картинки из старых журналов, книжек-раскрасок по темам занятий, таким как "Мебель", "Посуда", "Одежда", "Овощи", "Фрукты", "Животные" и т. д. Малыш будет с большим удовольствием учиться произносить фразы, запоминать новые слова, чем из обычных книг. Просматривая свой альбом, задавайте вопросы, а если ребенок недостаточно говорит, то отвечайте на них сами.