Вера Винивитина
Особенности развития детей пятого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
В средней группе проводится интенсивная работа по углублению знаний детей о различных предметах. Начинает обогащаться пассивный и активный словарь за счет слов – названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств, а также понятий, характерезующих пространственные и временные отношения.
Дети учатся использовать в речи обобщающие слова, например: одежда, обувь,животные фрукты, посуда и т. д; группировать знакомые предметы и классифицировать их (посуда чайная, столовая, кухонная)
У детей дошкольного возраста словарь пополняется за счет слов, отражающих взаимоотношения между людьми.
Публикация «Особенности развития детей пятого года жизни» размещена в разделах
Овладевая словарным составом языка, дети усваивают и его грамматический строй. На пятом году дети осваивают способы образования существительных с суффиксами.
В речи детей данного возраста преобладают простые распространенные предложения. Увеличивается число распространенных предложений с однородными членами (дополнениями, определениями).
Относительно свободно четырехлетние дети пользуются сложносочиненными предложениями, как бессоюзными, так и с союзами а, и, а также сложноподчиненными предложениями.
Вместе с тем, высказывая развернутые суждения и следя при этом за ходом своих мыслей, дети затрудняются одновременно следить и за грамматической формой их изложения. Об этом говорят ошибки в согласовании слов в предложении, пропуски отдельных членов.
В средней группе проводится работа п развитию у детей умения понятно и содержательно отвечать на вопросы, стараясь при этом не нарушать живость и эмоциональность речи, ее своеобразие.
Однако содержательность речи ребенка, полнота и последовательность высказываний обуславливается богатством его словаря и степенью овладения грамматическими средствами языка.
Особое место в работе с детьми занимает обучение рассказыванию.
Дети учатся составлять рассказы о предмете, по картине, придумывать свою картину, используя раздаточные картинки по определенной теме.
Звуковя сторона речи детей 4-5 лет также отличается некоторыми особенностями : с одной стороны, у дошкольников развита восприимчивость к звукам чужой речи, с другой – недостаточно сформирована способность осознавать дефекты собственного произношения, характерно несовершенство моторики артикуляционного аппарата.
Воспитание звукововой культуры речи у детей этого возраста сводится в основном к развитию фонематического слуха и формированию правильного произношения всех звуков родного языка, особенно свистящих, шипящих,, сонорных.
Наряду с этим необходимо воспитывать у детей звуковую и интонационную выразительность речи, умение соизмерять громкость голоса, говорить в размеренном темпе, совершенствовать речевое дыхание.