Галина Дементьева
Особенности развития детей дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитанники с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой сложную разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения.
Дошкольники с ТНР овладевают грамматическими формами словоизменения, словообразования, типами предложений, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ТНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развитии морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Публикация «Особенности развития детей дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для детей с ТНР характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
Отмечается недостаточный или низкий уровень обобщений. В словаре детей мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, посуда, одежда. Подбор простых антонимов к словам затруднен, преобладает подбор слов с диффузным значением. Например, «маленький» – это и короткий, и узкий; «делает» это и варит, и жарит, и шьет, и рубит и т. п. Подбор синонимов к словам, как правило, недоступен.
Эти дети проявляют недостаточную речевую активность, инициаторами общения являются нечасто. Редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации.
Нарушение речи негативно сказывается и на развитии памяти. У таких детей относительно сохранна смысловая, логическая память, но заметно снижена вербальная память и продуктивность запоминания.
Дети затрудняются в запоминании и выполнении сложных, двух-трёх четырёхступенчатых инструкций. Они меняют заданную последовательность выполнения заданий или выполняют инструкцию только частично.
Связь между речевыми нарушениями и неречевыми психическими процессами обуславливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.
Детям с ТНР характерно нарушение мелкой и крупной моторики. Она выражается в виде плохой координации движений, неуверенности в воспроизведении движений, снижении скорости и ловкости их выполнения.
Значительные трудности для них представляет воспроизведение задания по пространственно-временным параметрам. Отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией.