МААМ-картинки

Консультация «Особенности развития детей 3–4 лет»

Анастасия Астапчик
Консультация «Особенности развития детей 3–4 лет»

Особенности развития детей 3-4 лет. Кризис 3х лет.

Это очень важный период в жизни ребенка. Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, нравственного и умственного развития малышей. В этом возрасте центральным звеном развития личности ребенка является его память.

Публикация «Консультация „Особенности развития детей 3–4 лет“» размещена в разделах

Если ребенок развивался за счет восприятия внешнего мира, то есть он был во власти среды, он управлялся ею. То на четвертом году жизни, когда появился свой жизненный опыт, активно развивается память, малыш становится достаточно независимым от окружения. Вместе с психическим ростом происходит стремительное физическое развитие. Теперь ребенок не только осознает себя как личность, но окреп физически и способен передвигаться и довольно успешно обслуживать себя самостоятельно. Все это не может не радовать. Но вместе с тем начинают возникать и конфликтные ситуации. Не случайно принято говорить о кризисе трехлетнего возраста.

Выделяют следующие симптомы кризиса

1. Негативизм – это непросто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать все наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает чего-то только потому, что его об этом попросили. Часто такое стремление наносит ущерб и собственным интересам ребенка. При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. Как только взрослый соглашается с ним, он тут же меняет свое мнение на противоположное. Ребенок как бы опробует в общении слово «нет». Он осваивает более широкий спектр человеческих отношений.

2. Строптивость – этот симптом является центральным для кризиса 3 лет. от негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который сейчас побуждает ребенка к тому или иному действию, а строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, бунт направлен против сложившегося образа жизни, даже против интересовавших прежде игрушек. Ребенок вдруг резко меняет отношение к игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. Вы будите слышать его вызывающие, недовольное «Да ну!» буквально по отношению ко всему, с чем имел дело ребенок раньше. В лексиконе появляются слова, которые обозначают плохое, и это плохое относится к вещам, которые сами по себе опасности не несут.

3. Упрямство – это когда ребенок настаивает на своем не потому что он этого действительно хочет в данный момент, а просто из прихоти. Малыш как бы проверяет, может ли он что-то потребовать и выполнят ли это. Еще одним мотивом упрямства является то, что ребенок ни за что не хочет отступать от первоначального решения.

4. Своеволие – это когда ребенок хочет делать все сам, отказывается от помощи взрослых и стремится к самостоятельности, там где еще мало что умеет.

5. Протест – это когда поведение ребенка таково, будто он находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые ссоры с родителями в этом возрасте являются обычным делом.

6. Обесценивание ребенком личности близких. Малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которые раньше никогда не употреблял.

7. Деспотизм или ревность - это двойственный симптом обнаруживается в разных семьях по- разному. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявить деспотическую власть по отношению к окружающим. Так, мать не должна уходить из дома, она должна сидеть в комнате, как он этого потребует. По мнению малыша ему должны достать все, что он хочет. Ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда исполнялись практически все его желания.

В семье же с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности по отношению к младшим или старшим, если в семье есть еще дети. В нем проявляется та же тенденция к господству, к власти, деспотизму.

Кризис трехлетнего возраста направлен против авторитарного воспитания, ребенок жаждет самостоятельности, он перерос ту опеку, с которой жил в раннем возрасте. Ему кажется. что говорить «нет» и быть личностью – одно и то же. Именно осваивая такие формы поведения, ребенок пытается проявить себя как личность. И еще хочется подчеркнуть, что кризис 3 лет является сложным, но нормальным периодом в жизни любого ребенка. Так как малыш овладевает новыми, более взрослыми формами поведения, и взрослые должны с пониманием и заботой относится к маленькому человеку, который познает самого себя.

У ребенка должна быть уверенность, что, как бы он себя не вел, его всегда будут любить и никогда не бросят.

Уважайте мужество ребенка, пережившего первый кризис самопознания. Постарайтесь относиться к этому с долей юмора и благоразумием, и тогда вскоре малыш будет способен понять, что самостоятельность – это не просто отрицание. Чтобы быть самостоятельным надо много знать и уметь.

Давать общие советы, конечно легче, чем иметь дело с конфликтующим малышом в практике. Так, психолог Ле Шан предлагает сделать слово «нет» поводом для развлечения, игры. Оно потеряет свою опасность если мама скажет «нет» до того, как его произнесет малыш. Например, мама спрашивает: «Как насчет, чтобы немного съесть рыбы на завтрак, Петя?»- а затем, гримасничая, тут же отвечает сама себе: «Нет! Нет! Нет!». Или: когда родители говорят «нет» в ответ на все, что им скажет ребенок. Тем самым они обращают внимание ребенка на то, что часто произносить это слово – довольно глупое занятие, ничего хорошего из этого не получится.

Можно пойти и немного другим путем - сказать ребенку: «Тебе абсолютно запрещается при любых обстоятельствах чистить зубы и тебе нельзя ложиться спать до полуночи!» если это произносится с широкой ухмылкой. Это только укрепляет родительский авторитет и дает положительные результаты. Так ребенок постигает то, что ко всем запретам надо подходить осознано.

Пришло время понять, что ваш малыш – личность и у него появляются собственные потребности, желания. Покажите ребенку, что вы уважаете его право на выбор, на свою точку зрения.

Как строить разговор с трехлетним малышом, чтобы выйти из конфликтной ситуации, не задев его достоинства? Например можно использовать следующие фразы:

«Ты еще не настолько взрослый, чтобы переходить через дорогу один, но ты сейчас достаточно взрослый, чтобы самому выбирать, что будешь есть на завтрак: овсяные хлопья или яичницу с колбасой»

«Ты еще не настолько взрослый, чтобы решать, когда тебе идти спать, но ты уже достаточно взрослый, чтобы выбирать, где ты будешь играть днем: во дворе или дома»

При внимательном, мудром и заботливом отношению к ребенку можно, не травмируя его, погасить агрессию, с которой вы столкнулись. И еще помните: осваивая негативные формы поведения. Ребенок сможет в будущем уверенно сказать «нет» - торговцу наркотиками; «нет» - участию в драке…

При благоприятном выходе из кризиса 3 лет малыш вступает в качественно новые отношения с родителями. У него появляется гордость за свои достижения. А также:

1. Стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного – дети не меняют своих намерений и конечной цели.

2. Достигнув желаемого, дети стремятся сразу же продемонстрировать свои усилия взрослому, без одобрения которого эти усилия в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к результату его деятельности может сильно обидеть ребенка.

3. У детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, в баловстве и преувеличении собственных успехов.

Успешно преодолев кризис 3 лет, ребенок к 4 годам уже способен, владеть не только своим телом, но и голосом: его речь становится более четкой, ясной. Малыш умеет общаться и довольно хорошо излагать свои мысли.

Дети в этом возрасте обожают играть во «взрослых» или «работать», как взрослые. Они с удовольствием играют со сверстниками, но игра со взрослыми – по-прежнему наивысшая радость. Это позволяет родителям эффективно руководить деятельностью ребенка и направлять ее в необходимое русло.

Ребенок 3-4 лет из-за своей уникальной возможности буквально впитывать огромное количество информации о внешнем мире нуждается в мудром учителе. Для полноценного формирования необходимо постоянное умелое руководство со стороны взрослых. Взрослых, которые знают об особенностях развития психических и физических процессов в организме малыша и способны формировать их грамотно и заботливо.

Итак, можно выделить следующие особенности ребенка трехлетнего возраста:

1. В 3 года у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, что выражается в переживаемом им кризисе, основные черты которого – негативизм, упрямство, строптивость, своеволие ребенка в общении с близкими взрослыми.

Ребенок учится говорить «нет»

2. В 3 года возникает особый поведенческий комплекс «гордость за достижения», который охватывает все главные сферы отношений ребенка: к предметному миру и другим людям и к самому к себе.

3. Новое видение самого себя через призму своих достижений кладет началу бурному развитию самосознания ребенка. Ему необходимо получать со стороны оценку своей деятельности. При этом он сопоставляет ее со своей оценкой и таким образом сравнивает себя с другими людьми. Возникает новая система ценностей, где точкой отсчета является достижение, оцененное с окружающими.

Следует учитывать, что временные рамки кризиса трехлетнего возраста в каждом конкретном случае могут различаться. Отклонения в ту или в иную сторону это нормально.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация «Дети-левши: хорошо или плохо? Нейропсихологические особенности леворуких детей» Добрый вечер, коллеги! Предлагаю вашему вниманию одну из наиболее сложных проблем. Обязательно ознакомьтесь с информацией. В Европе бОльшая.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Особенности возникновения и развития традиций создания игрушки из дерева и природных материалов в РоссииОсобенности возникновения и развития традиций создания игрушки из дерева и природных материалов в России На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Консультация «Возрастные особенности детей 4–5 лет. Любознательные «почемучки» Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения. Эмоциональные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Особенности развития детей 3–4 лет»
Опубликовано: 31 декабря 2019 в 16:34
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Особенности развития детей 3–4 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Астапчик в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД