Ирина Шуваткина
Особенности развития мышления у детей с нарушением интеллекта посредством счетных палочек
▼ Скачать + Заказать документы
Категория детей с выраженной умственной отсталостью представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев наличие выраженных органических нарушений. У них нарушена общая координация движений, мелкая моторика руки, скоординированность движений руки и глаза, зрительно-моторная координация, зрительный анализ, точность и восприятие, устойчивость и концентрация внимания, наблюдаются самые глубокие недостатки в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Поэтому на индивидуальных занятиях с такими детьми основными задачами являются стимуляция и развитие слабо сформированных психических процессов, а также формирование доступных элементов учебной деятельности, таких как мотивация, познавательный интерес, самоконтроль и самоанализ. Одним из действенных средств коррекции и компенсации недостатков в развитии данной категории детей, мы считаем, является конструирование из палочек.
Публикация «Особенности развития мышления у детей с нарушением интеллекта посредством счетных палочек» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Счетные палочки. Игры и занятия
- Темочки
У детей с умственной отсталостью имеются большие трудности в формировании восприятии формы, в соотнесении элементов в пространстве, в правильном восприятии пропорции. Затруднения в узнавании и воспроизведении геометрических фигур.
Упражнения, направленные на развитие навыков конструирования, проводятся с детьми с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта, координации движений и развития мелкой моторики, развитие зрительного анализа и зрительно-моторной координации
В исследованиях доктора медицинских наук, академика М. М. Безруких отмечается что рука практически всех детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью дошкольного, младшего школьного возраста еще не готова к точным мелким движениям из-за недостаточности развития мелких мышц кисти и не закончившееся к этому возрасту отвердение костей запястья и фаланг пальцев. С физиологической точки зрения конструирование из палочек помогают коррекции этих недостатков. Также конструктивные упражнения способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им. Конструирование как особый вид деятельности возникает лишь на определенной ступени развития психики и находится в зависимости от уровня восприятия, мышления, игровой деятельности и степени речевого развития ребенка. В конструировании из палочек существует возможность для развития всех сторон интеллекта, а также данный вид деятельности моделирует творческий процесс. Они долго не надоедают ребенку, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. В процессе конструирования из палочек ребенок с умеренной и выраженной умственной отсталостью учится ориентироваться в малом пространстве, учится понимать слова, обозначающие взаиморасположение элементов по отношению друг к другу, самостоятельно употреблять слова в речи. Конструирование из палочек способствует развитию общей моторики, мелкой моторики, координации руки и глаза, концентрация внимания, увеличивается объем внимания, вырабатывается терпение и умение доводить начатое дело до конца, зрительное внимание, тактильное восприятие, пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию. Очень важно, что в процессе конструирования из палочек происходит развитие способности к элементам аналитико-синтетической деятельности, когда ребенок воспринимает предмет в целом, называет, обследует его, далее видит его графическое изображение, повторяет его название по графическому изображению из палочек, улучшается формирование элементарных математических представлений и узнавание и называние, воспроизведение плоскостных геометрических фигур.
Источник: https://moluch.ru/archive/231/53567/