Немыкина Ольга
Особенности ранней профессионализации в организации развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
1сл Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Для того чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности.
Публикация «Особенности ранней профессионализации в организации развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
2сл Начиная с младшего возраста знакомим детей с трудом взрослых, которые находятся рядом. Дети наблюдают за трудом помощника воспитателя, за тем, как воспитатель готовит атрибуты к играм, материал к занятиям. Медицинская сестра взвешивает детей, измеряет им рост. Учим детей бережно относиться к игрушкам, играм, книгам и т. д. Ведь это результат труда взрослых людей.
3сл Детей среднего возраста знакомим с содержанием и структурой процессов хозяйственно- бытового труда взрослых, обогащаем их представления, организуя специальные образовательные ситуации с моделированием конкретных трудовых процессов взрослых, работающих в ДОО (как музыкальный руководитель готовится к занятиям с детьми, как электрик меняет электрические лампочки в групповой комнате и т. д.). Беседуем с детьми, обращаем внимание на целостность трудового процесса, направленного на продуктивный результат, вызываем у детей добрые и уважительные чувства к взрослым, которые заботятся о жизнедеятельности детей в ДОО.
Поддерживаем инициативу детей узнать и рассказать о трудовой деятельности взрослых, желание рассказать о профессии мамы или папы, описать их трудовые действия, рассказать о результатах их труда.
Расширяем представление детей о предметах как результате труда взрослых, о многообразии предметного мира материалов (металл, стекло, бумага, картон, кожа и тому подобное, знакомит детей с ключевыми характеристиками материалов, организуя экспериментирование способствуем обогащению представлений детей об отличительных признаках материалов для создания продуктов труда.
Знакомим детей с бытовой техникой, помогающей взрослым организовать бытовой труд дома, формируем представление о её назначении для ускорения и облегчения процессов бытового труда.
4сл. В старшем возрасте продолжаем обогащать представления детей о труде взрослых, знакомим детей с разными видами производительного (промышленность, строительство, сельское хозяйство) и обслуживающего (сфера досуга и отдыха, сфера культуры, медицина, торговля) труда. Создаём образовательные ситуации по ознакомлению детей с конкретными профессиям взрослых, демонстрируем возможные связи между профессиями, обращаем внимание детей на содержание каждой профессии в соответствии с общей структурой трудового процесса (мотив, цель, инструменты и оборудование, содержание действий, выбор трудовых действий в соответствии с целью, результат) : продавец продает товар покупателю, рабочий на фабрике изготавливает товар, шофер развозит товар по магазинам, грузчик разгружает товар.
Формируем представление детей о современной технике, в том числе цифровой, её разнообразии, создаём образовательные ситуации для знакомства детей с конкретными техническими приборами, показываем, как техника способствует ускорению получения результата труда и облегчению труда взрослых.
Создаём условия для знакомства детей с экономическими знаниями, рассказываем о назначении рекламы для распространения информации о товаре, формируем представление о финансовой грамотности человека, обсуждаем с детьми назначение денег и их участие в процессе приобретения товаров или услуг, организуем проблемные и игровые ситуации для детей, развиваем умения планировать расходы на покупку необходимых товаров и услуг, формируем уважение к труду родителей
5сл В подготовительной группе расширяем и углубляем представления о труде взрослых путем знакомства детей с разными профессиями, рассказываем о современных профессиях, возникших в связи с потребностями людей. Организуем встречи детей с представителями разных профессий, экскурсии с целью продемонстрировать реальные трудовые действия и взаимоотношения специалистов на работе, просмотры видеофильмов, мультфильмов, чтение художественной литературы для знакомства детей с многообразием профессий современного человека. Организуем этические беседы с детьми с целью обсуждения требований, предъявляемых к человеку определенной профессии, раскрываем личностные качества, помогающие человеку стать профессионалом и качественно выполнять профессиональные обязанности.
Создаем игровые и проблемные ситуации для расширения представлений детей об обмене ценностями в процессе производства и потребления товаров и услуг, о денежных отношениях в сфере обмена товаров и услуг, развития умений бережливости, рационального поведения в процессе реализации обменных операций: деньги —товар (продажа — покупка, формируем представления о реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг. В процессе обсуждения с детьми основ финансовой грамотности формируем элементы культуры потребления: бережного отношения к ресурсам потребления: воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу.
6сл. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
А чтобы первичное знакомство малыша с многообразием профессий прошло продуктивно, особое внимание следует уделить организации предметно-развивающей среды в ДОУ.
Дети должны не просто узнать о профессиях, но и обязательно попробовать на практике те или иные специализированные действия; пощупать, поиграть с предметами, инструментами, атрибутами, используемыми в различных видах труда; смоделировать и поучаствовать в ситуациях, требующих определенных профессиональных коммуникативных умений.
Для этого педагогический коллектив ДОУ осуществляет организацию предметно-развивающей среды для ранней профориентации детей по следующим направлениям:
- информативное
- коммуникативно-познавательное
- деятельностно-игровое
Следует обратить внимание, что при работе по всем трем направлениям обязательно учитывать возрастные особенности детей, доступность, безопасность, эстетичность и мобильность игровых зон и материалов.
7сл. Для организации работы по ознакомлению детей с трудом взрослых в группах детского сада необходимо оформить специальные центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом. В таких центрах ребенок сможет упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности.
Каждый центр должен представлять собой специальную развивающую предметно-пространственную среду с учётом специфики каждой возрастной группы детей и создавать условия для игрового сюжета.
8сл. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей.
Конечно, дети не покинут детский сад замотивированными на определенную специальность, они получают гораздо лучшее: большой запас знаний о многообразии человеческого труда, начальный трудовой опыт, навыки общения и сотрудничества и незабываемые положительные эмоции.
Но проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
9сл В Ютубе есть сайт «Навигатум», на котором очень много мультфильмов о разных профессиях.