Светлана Левашова
Особенности работы учителя-дефектолога с лэпбуком с детьми комбинированной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие или НОД, как специально организованная форма учебной деятельности в дошкольном учреждении не всегда эффективна для детей с ОВЗ в силу их особенностей развития.
Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная учителем –дефектологом специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается.
Публикация «Особенности работы учителя-дефектолога с лэпбуком с детьми комбинированной группы» размещена в разделах
Педагог продолжает «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».
Специфика дошкольников с ОВЗ такова, что достижения детей определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.
Но необходимо помнить, что в комбинированной группе каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.
Специфика дошкольников с ОВЗ такова, что достижения детей определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.
Но необходимо помнить, что в комбинированной группе каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог. Результатом такого поиска в моем случае стала тематическая папка или «лэпбук».
Лэпбук - новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей с ОВЗ и развития самостоятельности.
Лэпбук представляет собой папку или мини-книжку, в которой систематизированы знания по какой-то теме.
Темы могут быть как широкие («Погода», «Спорт», так и узкие («Кошки», «Снег», «Яблоки»). В такой книжке много кармашков и конвертиков, содержащих необходимый систематизированный материал (в том числе иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по теме.
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и разрабатываются специально под конкретные задачи и уровень знаний детей с учетом специфики ребенка с ОВЗ.
В зависимости от назначения лэпбуки бывают : учебные; игровые; поздравительные, праздничные; автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка)
В зависимости от формы: стандартная книжка с двумя разворотами; папка с 3-5 разворотами; книжка-гармошка; фигурная папка.
Организация материала: стандартные кармашки; обычные и фигурные конверты; кармашки-гармошки; кармашки-книжки; окошки и дверцы; вращающиеся детали; высовывающиеся детали; карточки; теги; стрелки; пазлы; чистые листы для заметок и т. д.
Он помогает ребенку с ОВЗ по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.
Дети учатся самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей.
Можно выбрать задания под силу каждому, что очень актуально в комбинированной группе.
Особенность организации работы учителя дефектолога с лепбуком с детьми комбинированной группы
уход от учебной деятельности (занятий,
повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;
включение в процесс эффективных форм работы с детьми ОВЗ : ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.