Котова Ирина Сергеевна
Особенности работы с родителями в условиях Дома ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и особенно дети с отклонениями в развитии, а также их семьи остро нуждаются в социальной и моральной поддержке всего общества, в защите и помощи со стороны государства и различных служб: социальной, медицинской, педагогической, психологической.
В доме ребенка проводится комплексная медико-психолого- педагогическая реабилитация воспитанников с целью адаптации ребенка в жизни к семье. Организована индивидуальная работа специалистов ОКУЗ СДР с семьями, желающими принять ребенка в семью, а также по возврату воспитанников в их кровную семью.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа педагогов детского дома, дома ребенка
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В Доме ребенка создана «Домашняя комната» для организации встреч детей с будущими родителями с целью созданий условий общения, приближенных к обстановке в семье и адаптации ребенка к жизни в семье.
Задачи: Обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье, где родители (лица их заменяющие) обеспечивают благоприятные условия для его воспитания и развития.
Организация знакомства кандидатов в усыновители, опекуны с ребенком с целью установления психологического контакта. Составление индивидуальной программы совместных мероприятий родителей и специалистов Дома ребенка по воспитанию и развитию для каждого выбранного воспитанника.
Подготовка воспитанников к жизни в семье, с целью более легкой адаптации детей к особенностям воспитания в семейных условиях.
В условиях ОКУЗ СДР для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, перед коллективом встают особые задачи взаимодействия с биологическими, приемными семьями, семьями желающими взять на воспитание ребенка. В психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники Дома ребенка, но и их биологические, приемные родители, а также кандидаты в усыновители, опекуны.
Каждый специалист знает, что успешность коррекционно – развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что достичь оптимального взаимодействия с семьями воспитанников Дома ребенка очень не просто.
Одной из важнейших задач является вовлечение родителей и будущих родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности Дома ребенка и семьи удается максимально помочь ребенку. В основу сотрудничества положено взаимодействие: врач – социальный педагог – учитель – дефектолог – логопед – психолог – воспитатель – родитель. При этом активная позиция в этой системе принадлежит каждому специалисту, который изучает и анализирует особенности воспитанников. Врач знакомит родителей, будущих родителей с состояние здоровья ребенка, проведенным реабилитационным лечением, разъясняет прогноз развития, составляет медикаментозное лечение. Социальный педагог – выступает защитником в соблюдении социально – правовых норм и интересов детей, воспитывающихся в Доме ребенка. Учитель – дефектолог, логопед, психолог не только создают условия для развития эмоционально – волевой и познавательной сферы каждого ребенка, но и обеспечивает условия для сохранения психического здоровья детей, организует работу по предупреждению эмоциональных расстройств, снятию психологического напряжения всех участников коррекционно – образовательного процесса. Воспитатель знакомит родителей с особенностями развития, сформированными навыками, привычками, разъясняет формирование социально – бытовых умений детей.
Учитывая трудности в организации взаимодействия с родителями воспитанников Дома ребенка, следует определить содержание работы по этому направлению социально – педагогической деятельности. При реализации задач социально – педагогического блока требуется тщательное планирование действий всех специалистов Дома ребенка и корректность при общении с семьей. Задачи социально – педагогической работы решают все педагоги и администрация Дома ребенка.
В Доме ребенка систематически, регулярно и последовательно, осуществляется реабилитационная деятельность как социальная, медицинская, так и психолого – педагогическая, опираясь на основополагающие принципы реабилитационной работы :
- принцип ступенчатости;
- принцип диалектического единства;
- принцип разносторонности (учитывается многоаспектность);
- принцип партнерства.
Представим в виде схемы основные направления взаимодействия с семьями и формы организации психолого – педагогической помощи.
Формы организации психолого – педагогической помощи семьям в условиях Дома ребенка :
1. Коллективные формы взаимодействия;
2. Индивидуальные формы работы с семьей;
3. Формы наглядно информационного обеспечения.
Коллективные формы взаимодействия
1. «День открытых дверей». Проводится администрацией ОКУЗ СДР (1 июня и 25 декабря) для родителей, кандидатов в усыновители и опекуны.
Задача: знакомство с учреждением, основными направлениями и условиями его работы.
2. Проведение детских праздников, развлечений.
Задача: поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах, включение в этот процесс семьи.
Индивидуальные формы работы с семьей
1. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, социального педагога, психолога.
Задачи:
- сбор необходимой информации о ребенке и его семье;
- уточнение проблем у родителей в воспитании ребенка;
- выявление мнения родителей о работе Дома ребенка.
2. Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работе с родителями.
Задача: оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам развития и воспитания детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
3. «Служба Доверие». Работу службу обеспечивают администрация и психолог. Служба работает по персональным и анонимным обращениям и пожеланиям родителей.
Задача: оперативное реагирование администрации Дома ребенка на различные ситуации и предложения.
4. «Родительский час». Проводятся учителями – дефектологами и логопедами групп, по мере обращения родителей, кандидатов в усыновители.
Задача: информирование родителей о ходе коррекционно – развивающей работы с ребенком, обучения родителей элементам коррекционно – развивающей работы с ребенком в домашних условиях.
5. «Прием врача». Проводят врачи педиатры, неврологи (по необходимости и другие специалисты, по мере обращения родителей, кандидатов в усыновители (опекуны).
Задача: информирование родителей о здоровье детей и контроль выполнения рекомендаций.
Формы наглядного информационного обеспечения.
1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местам. Задачи:
- информирование родителей, кандидатов в усыновители (опекуны) о организации и содержание работы в Доме ребенка;
- пропаганда психолого – педагогических знаний;
2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно – образовательной работы Дома ребенка.
Задачи:
- ознакомление родителей, кандидатов в усыновители (опекуны) с формами и результатами продуктивной деятельности детей;
- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности детей.
Организация индивидуальной работы специалистов Дома ребенка с родителями, кандидатами в усыновителями, опекунами осуществляется в «Домашней комнате», в условиях комфортных, оптимально приближенных к семейным, способствующих раскрытию индивидуальных особенностей и возможностей самих кандидатов и детей. В «Домашней комнате» планируется и реализуется вся работа в соответствии с планом, составляется индивидуальная программа обучения и анализ её выполнения.
Индивидуальная программа обучения кандидатов в усыновители, опекуны:
1. Первый этап. Знакомство с ребенком. Предоставление данных о развитии, НПР, навыках и умениях, привычках.
2. Второй этап. Определение приоритетной задачи индивидуальной программы для общения ребенка и взрослого.
3. Третий этап. Проводится анализ умений и навыков (что малыш может делать, а что ещё не умеет). Обращается внимание взрослого на направление в обучении ребенка. Проводится консультации, беседы, тестирование. Подбирается материал, литература.
4. Четвертый этап. Уточняются приоритетные задачи, что нужно воспитывать в первую очередь, чему учить, а что необходимо закреплять во время игр, бодрствования.
5. Пятый этап. Определяются, какие задачи могут быть реализованы специалистами в учреждениях, а какие в повседневной жизни.
6. Шестой этап. Разделяется каждое умение ребенка на составляющие его действия. Соблюдается принцип «постепенности» и «доступности», от «простого к сложному», двигаться в обучении намечается маленькими шажками, чтобы ребенок был в состоянии это новое освоить.
7. Седьмой этап. После овладения одной из задач программы, вносятся изменения и дополнения.
Вся индивидуальная программа обучения родителей, кандидатов в усыновители, опекуны в условиях Дома ребенка строится по следующим разделам: здоровье, социальное развитие, физическое развитие и физическое воспитание, познавательное развитие и ознакомление с окружающим, обучение игре, воспитание культурно – гигиенических навыков.
За весь период работы Дома ребенка (с 1995 по 2011 гг.) были возвращены в биологическую семью – 248 детей из них - 38 категории «ребенок-инвалид», переданы под опеку – 292 детей из них - 27 категории «ребенок-инвалид», переданы на усыновление – 544 ребенка из них 87 категории «ребенок-инвалид».
Литература
1. Программа воспитания и обучения детей в Доме ребенка. Москва. 1987г.
2. Ю. А. Разенкова. «Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка». Институт коррекционной педагогики РАО, Москва.
3. Е. А. Стребелева, М. В. Браткова. «Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями». Институт коррекционной педагогики РАО, Москва.
4. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. Под редакцией Е. А. Стребелевой. Москва, «Полиграф сервис» 1998г.