Кукла Полина Г
Экскурсии с детьми раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка. Пояснительная записка
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ранний возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Существуют различные точки зрения на социализацию и их можно рассматривать как этапы социального развития ребенка :
Темочки:
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Младшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Процесс адаптации к окружающему миру (приспособление – главное средство и цель социализации).
Совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит, репродуцирует определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе.
Однако в конкретной логопедической работе все-таки необходимо обеспечивать условия для активного взаимодействия ребенка с окружающей действительностью в процессе вхождения в мир взрослых и преобразования внутреннего мира на этой основе.
Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, в нашем случае в условиях дома ребенка, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.
В Доме ребенка «социализация» начинается с момента поступления ребенка. Первой ступенью в этом процессе является адаптация детей раннего возраста к условиям Дома ребенка. С приходом ребенка в учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, частая смена персонала, новое помещение, таящее в себе многого неизвестного, другой стиль общения. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях экскурсии. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей дети сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью. В течение года экскурсии проводятся раз в неделю. При организации прогулки на участке дома ребенка воспитатель помогает подготавливать необходимый материал, создавая игровую среду. Во время проведения логопедом наблюдений с одной подгруппой детей воспитатель следит за остальными играющими.
Как было сказано ранее в современном воспитании очень актуален вопрос ранней социализации ребенка. Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе. Ребенок приобретает своеобразную систему эталонов: оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.
Главное – показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире.
Труд – тоже социальное явление. В раннем возрасте формированию у детей знаний о труде людей, пониманию роли труда в жизни человека придается огромное значение.
Эта задача решается двумя путями:
- ознакомление детей с трудом взрослых (профессии)
- участие детей в посильной трудовой деятельности.
Формы работы по ознакомлению с трудом взрослых разнообразны:
- беседы
- чтение художественной литературы
- рассматривание иллюстраций, картин
- самостоятельная деятельность детей
- использование технических средств обучения - участие в традиционных акциях и выставках детского сада.
-экскурсии.
Одной из самых эффективных форм работы с детьми по ознакомлению с трудом взрослых является экскурсия.
Для детей экскурсия – это путешествие. Оно создает своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Дети становятся веселее, раскованнее, общительнее, появляется чувство свободы и желание без всякого принуждения усваивать знания.
Особое значение экскурсий в воспитании и обучении детей отмечали Я. А. Каменский,
К. Д. Ушинский. Они полагали, что в обучении надо идти не от рассуждения о предмете, а от реального наблюдения. Актуально до сих пор изречение Конфуция: «Я слышу – и забываю, я вижу – и вспоминаю».
По данным статистики 70% информации усваивается визуальным каналом восприятия. Во время экскурсии идет восприятие информации сразу по трем каналам: визуальный («смотри», аудильный («слушай», кинетический (тактильный). Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение.
Наблюдения дополняются рассказом и пояснением воспитателя.
В ходе проведения экскурсий педагогическая работа направлена на реализацию трех функций: образовательной, развивающей, воспитательной.
Задачи, которые реализуются во время проведения экскурсий :
- удовлетворение познавательных потребностей детей;
- развитие способности к анализу, синтезу, самоконтролю;
- развитие пространственной ориентации;
- совершенствуются двигательные навыки;
- развиваются навыки коммуникативного общения;
- осваиваются основы безопасности;
- развивается связная речь;
- воспитывается любовь к труженикам и уважение к результатам труда;
- воспитывается уважительное отношение к природе.
При разработке планов экскурсий необходимо учитывать следующие принципы:
- принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- принцип учета региональных условий;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип последовательности и систематичности;
- принцип преемственности.
Чтобы экскурсии были эффективными нужно соблюдать следующие условия :
- учитывать возрастные особенности;
- выбирать благоприятное время для проведения экскурсии;
- соблюдать меры безопасности;
- готовить детей к экскурсии;
- в ходе экскурсии активизировать умственную деятельность (поисковые вопросы, сравнения, обследование).
По содержанию экскурсии условно делят на два вида : природоведческие – в парк, лес, на реку и т. д., а также в зоопарк, ботанический сад; экскурсии на хозяйственные объекты – в магазин, в музей, на почту и т. д. в целях ознакомления детей с трудом взрослых.
Организация экскурсий. Для каждой экскурсии определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми.
Природоведческие экскурсии проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на один и тот же объект в разное время года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Цель таких экскурсий – знакомить детей с осенними изменениями, развивать умение видеть их, понимать причину происходящего в природе.
Хозяйственные экскурсии проводят эпизодически, для ознакомления с отдельными видами труда взрослых.
Организовать экскурсию труднее, чем занятие в группе, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки к ней логопеда (воспитателя) и детей.
Подготовка к экскурсии. Логопед (воспитатель, планируя экскурсию, определяет тему и цель экскурсии, программное содержание, намечает место экскурсии, наилучший к нему путь – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. Определяя место экскурсии, надо учитывать физические возможности детей (пешеходные допустимы на маленькое расстояние, сезон, особенности дороги, состояние погоды).
Логопеду необходимо за день или два провести осмотр места, уточнить маршрут, найти нужные объекты. После этого наметить последовательность наблюдений, содержание и объем знаний, которые должны получить дети о данном объекте; установить, где дети могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать (если есть в этом необходимость). Чтобы экскурсия была интересной логопед (воспитатель) подбирает стихи, загадки, пословицы, готовит активизирующие внимание детей вопросы.
Подготовка детей к экскурсии. За несколько дней до экскурсии логопед проводит с детьми беседу, для того чтобы вызвать у них интерес к предстоящей экскурсии, оживить представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщить цель. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать.
При подготовке к экскурсии надо обратить внимание на одежду детей. Она должна быть легкой, с учетом погоды и сезона.
Побеседовать о правилах поведения во время экскурсии.
К проведению экскурсий можно привлечь родителей.
Подготовка экскурсионного снаряжения. Перед экскурсией логопед (воспитатель) продумывает, какой материал следует собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой. Например, лопатки для выкапывания растений, папки для сбора растений, коробки для сбора семян и т. д.
Проведение экскурсий. Природоведческие экскурсия. Такая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, заключительная часть, где подводится итог. Количество частей и последовательность их проведения изменяется в зависимости от цели экскурсии и сезона.
Приведя детей к месту экскурсии, логопед в краткой беседе напоминает цель занятия, дает детям осмотреться, затем приступают к наблюдению намеченных объектов.
Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Тут решаются программные задачи занятия. Логопед помогает подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений с помощью следующих приемов:
-вопросы, стихи, загадки, обследовательские действия, игровые приемы. Логопед дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.
Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, заставляющих детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между предметами.
Полезно в процессе наблюдения использовать произведения художественной литературы. Обращение к литературе должно быть ненавязчивым.
По окончании основной части нужно дать детям индивидуально рассмотреть объект.
Хозяйственные экскурсии. Эти экскурсии дают возможность рассмотреть, как человек воздействует на природу, дети знакомятся с трудовыми операциями, узнают что и для какой цели делают люди, как и какие машины, используют, как строят, заботятся о хороших взаимоотношениях, результатах труда, показать значимость труда людей.
Экскурсия на хозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. Ее задача- вызвать интерес к людям труда, желание наблюдать за трудом взрослых, участвовать в беседе со взрослыми, работающими на данном объекте и самим выполнить какие - либо дело (например, покормить животных в зоопарке).
При подготовке к хозяйственным экскурсиям логопед заранее сам знакомится с объектом наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени проведения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы ребят с рабочим данной профессии.
Работа после экскурсии. Знания, полученные в ходе экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, наблюдениях в уголке природы.
Через 2-3 дня после экскурсии проводят занятия (рисование, лепка, аппликация, сюжетно- ролевые игры, заслушивают рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение – обобщающая беседа.
Планируя беседу, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии. Можно организовать выставки детских работ по тематическим экскурсиям.