Светлана Асоскова
Консультация для педагогов «Пути преодоления трудностей к адаптации детей в условиях Дома ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Пути преодоления трудностей к адаптации детей в условиях Дома ребенка»
Дом ребенка – Это казенное учреждение здравоохранения для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики.
В Доме ребенка воспитываются дети первых четырех лет жизни, временно или навсегда оставшиеся без попечения родителей.
Публикация «Консультация для педагогов „Пути преодоления трудностей к адаптации детей в условиях Дома ребенка“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Основная задача Дома ребенка – обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей, подготовить их к жизни в обществе, облегчить им социальную адаптацию, создать условия, в которых ребенок, лишенный материнской ласки и внимания развивался бы нормально, своевременно и всесторонне.
Дети, попадающие в дом ребенка, как правило, имеют непростые показатели в своем анамнезе. У них могут быть отклонения в физическом и психическом развитии. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении само организованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению силы личности. Жизнь ребенка меняется полностью при поступлении в дом ребенка. В биологическом плане изменяются физиологические условия – от привычных продуктов питания, до организации основных режимных моментов. В социально-психологической области изменения главным образом касаются таких важных факторов развития, как стабильные эмоционально-личностные привязанности, в первую очередь привязанность к матери.
Ребенок,растущий в условиях дома ребенка,как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны : он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Все дети, живущие в доме ребенка, вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников. В многочисленности детей таятся особые социально-психологические условия, создающие эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию.
Говоря о возможности и необходимости изменения стереотипа социального поведения малыша в Доме ребёнка, следует иметь в виду четыре основных случая:
1) ребёнок в первые месяцы жизни переводится в Дом ребёнка прямо из больницы;
2) ребенок поступает в Дом ребенка из семьи;
3) ребёнок в соответствии с возрастом переводится в другую группу;
4) ребёнок отдаётся на усыновление или переводится в детский дом.
Все выше перечисленные варианты, хотя и имеют определённые особенности, в той или иной степени, но непременно сопровождаются «адаптационным синдромом.
Адаптация детей раннего возраста может быть лёгкой, средней тяжести и тяжёлой.
Легкая адаптация — поведение приходит в норму в период от 10 до 15 дней; идёт нормированная прибавка веса, ребёнок, как положено, ведёт себя в группе, не подвергается заболеваниям;. Такие детишки заболевают редко, однако адаптация не проходит бесследно, возможны срывы.
Адаптация средней тяжести — процесс адаптация проходит до двух месяцев, возможна кратковременная потеря веса, вероятен психический стресс. Ребёнок иногда плачет, но не долго. В большинстве случаев заболевания обходят стороной.
Тяжелая адаптация продолжается до полугода; дети частенько болеют, пропадают умения и навыки; организм ослабевает как физически, так и психологически. В это время у детей может ухудшиться аппетит, нарушиться сон и мочеиспускание. У ребёнка резко меняется настроение, он становится капризным. Такой ребёнок не разговаривает и не играет ни с кем. Пускать самотёком данную ситуацию недопустимо, иначе ребёнок может подвергнуться нервным заболеваниям и расстройствам.
Основной метод и форма организации работы по адаптации - игра. Основная задача игр в адаптационный период - формирование эмоционального контакта, доверие ребенка к педагогу. Основной акцент педагог делает на эмоциональной поддержке ребенка. Для этого он использует такие приемы, как эмоциональное поглаживание, похвала, комплименты, проявление нежности, дружеские жесты и мимика, эмоциональное заступничество, успокаивание и т. п. Важно укрепить у ребенка уверенность в том, что взрослый всегда рядом и готов помочь ему в любую минуту, создать условия для возникновения чувства безопасности. При организации взаимодействия с ребенком педагог использует индивидуальные формы с постепенным включением его в коллективную деятельность.
Так же, одним из факторов успешной адаптации является предметно - развивающая среда. При построении развивающей среды для детей важно учитывать возрастные физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша.
Важно, создание благоприятного для детей психологического климата: это достигается, прежде всего, приближением условий проживания детей – сирот к домашним.
Таким образом, в качестве основных подходов, для преодоления адаптации детей в условиях Дома ребенка, можно предложить следующее:
- общая гуманистическая ориентация персонала детского учреждения;
- понимание детства как особой ценности, того, что ребенок нуждается в защите, воспитании, обучении и имеет право на материальное обеспечение. Просто потому, что он еще маленький, остался без родителей и его защищает закон;
- Установка на помощь детям в «трудной жизненной ситуации»;
- четкое понимание возрастных особенностей, знание новообразований, ведущей деятельности, возрастных задач, типичных поведенческих проявлений детей разного возраста, необходимо для правильного воспитания;
- Понимание того, что общение со взрослым - необходимое условие психического и личностного развития ребенка;
- Выявление и социально-психологическая работа с личностными трудностями ребенка;
- Целенаправленное формирование окружения ребенка, как взрослого, так и детского, на основе духовных и социальных ценностей;
- Своевременность социальной, педагогической и психологической помощи ребенку.