Марина Ломоносова
Особенности работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности работы с детьми дошкольного возраста
с задержкой психического развития
Консультация учителя-дефектолога для воспитателей коррекционных групп детского сада
(План-конспект)
Слуховое восприятие:
1. Умение слушать педагога
• Одноступенчатые инструкции с показом, Двухступенчатые инструкции с показом, без показа
• Сначала послушай, посмотри, потом сделай
• Инструкции простые, четкие
• Если это художественный текст – слова должны быть понятны ребенку
2. Умение выполнять действия за педагогом по подражанию, по словесной инструкции
Публикация «Особенности работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Зрительное восприятие:
• Умение рассматривать объекты, выделять и называть их детали, их взаимное расположение.
• Умение рассматривать картинки, анализировать их, отвечать на вопросы по их содержанию, связно говорить 2-3 предложения (самостоятельно, с опорой на образец речи)
Сенсорика:
• Основные цвета
• Основные формы
• Размер (показ, называние : большой- маленький, больше-меньше)
Моторика:
• Нанизывание бусин
• Мозаика
• Пазлы
• Раскраски с одним наклоном - небольшие четкие контуры
• Работа с крупными объектами (клавесы, а не колокольчики, мячи среднего размера, а не теннисные и т. д.)
Память, внимание
– обязательно развиваем на каждом занятии
• -развивается долго
• -необходимые условия для продуктивной работы мозга
• -низкие память и внимание очень энегозатратны
Мышление
– преобладает наглядно-действенное мышление:
Предлагаем работать с реальными объектами, а не с картинками (муляжи, деревянные бусы, фигурки, пластмассовые животные) или хотя бы ненадолго подержать в руках и иметь перед глазами.
Речь:
Расширяем пассивный и активный словари – новое слово:
• -показать объект или хотя бы картинку
• -обраться к имеющемуся опыту ребенка
• -привести пример из жизни (доступный пониманию ребенка)
• -стараться вводить в повседневную жизнь новое слово
Бодрим детей
: (перед началом занятия, переключение с деятельности на другую)
-массаж ушных раковин
-массаж ладоней, пальчиков (су-джок, «колючие мячики»)
-перекрестные движения ладоней, рук
Работа со зрительно-пространственными представлениями
Пространство тела (схема тела) - все это потом перейдет на лист бумаги и в конечном итоге на тетрадный лист.
• «Изучаем свое тело»: что у меня вверху, внизу, слева, справа, спереди, сзади?
• «Изучаем лицо»
• Любые игры и двигательные упражнения, где в инструкции звучат пространственные координаты (ползание, игра в мяч, эстафеты)
• Маркировка ПРАВОЙ / ЛЕВОЙ руки браслетом
• Игры: «Зеркало»,
Развитие навыка планирования и самоконтроля
(дети трудно включаются в задание, не понимают, что от них надо)
– обращение у наглядным схемам – «План одевания», «Как моем руки»
• Стимуляция начала деятельности (например, прикосновение, индивидуальное обращение
• Знак «Внимание» (например, картинка или звуковой сигнал, необходимый для привлечения внимания всей группы (при важно при объяснения нового материала)
• Краткость и четкость инструкции + ПОКАЗ ВЫПОЛНЕНИЯ, ОБРАЗЦА
Развитие мотивационного = волевого компоне
нта:[/h3]
• Вовлечение всех детей в занятие
• «Таблица достижений всей группы», «Индивидуальные блокноты с наклейками/печатями»
• Игровая форма подачи заданий – использование героев и картинок, близких детям (не Незнайка и Карлсон, а Маша и Медведь, не Чиполино, а феи, единороги и роботы)
• Смена деятельности для поддержания интереса
• Найти, за что похвалить каждого