Папки-передвижки

Особенности работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией

Евгения Петелько
Особенности работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение

звукопроизносительной и просодической  стороны речи, обусловленное

недостаточной иннервацией мышц артикуляционного, голосового и

дыхательного аппарата, связанное с органическим поражением центральной

нервной системы. Имеет место нарушение синхронизации между дыханием,

фонацией и артикуляцией. В основе речевых нарушений у детей с

дизартрией лежат не только изменения мышечного тонуса, но и

Публикация «Особенности работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией» размещена в разделах

недостаточность кинестетического восприятия. Особенности структуры

нарушений речи при дизартрии и степень их выраженности зависят от

локализации и тяжести поражения мозга.

Нужно отметить, что речевые нарушения затрагивают всю речевую систему

от двигательного звена и кинестетического восприятия до самой

лингвистической системы.

Нарушения просодических компонентов речи - это один из наиболее

характерных признаков дизартрии. Они имеют стойкий характер и с трудом

поддаются коррекции, что препятствует овладению навыками полноценной

коммуникативной деятельности.

Просодика – это интонационно выразительная окраска речи. Она

представляет собой совокупность ритмико-интонационных свойств речи,

которые реализуются через такие качества речи, как речевое дыхание, тембр,

высота, сила, модуляции голоса, темп, пауза, ритм, логическое ударение.

Именно темпо-ритмические и мелодико-интонационные расстройства в

наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную

выразительность и семантическую структуру речи детей с дизартрией. Речь

при дизартрии у детей смазанная, нечёткая. Темп речи нарушен. Он может

быть ускоренным или замедленным (чаще ускоренным). Фраза

формулируется нечё тко: беспорядочно расставляются смысловые ударения,

нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов, фраза

недоговаривается до конца. Голос то тихий, то громкий, монотонный, часто

назализованный, хриплый. Преобладает ключичный тип речевого дыхания:

вдох короткий, поверхностный, выдох слабый.

Нарушения просодической стороны речи у детей с дизартрией влияют на

разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи, не дают

возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля,

могут вызвать семантические нарушения и затруднять коммуникацию.

Однако, до настоящего времени эта проблема остаётся малоизученной. В

научно-методической литературе имеются лишь единичные исследования

состояния просодики и приемы преодоления просодических нарушений у

детей с дизартрией.

Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте,

вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за

собой определенные изменения личности в цепи развития ’ребенок-

подросток-взрослый’, то есть ведут к возникновению у детей

закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои

природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в

работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной,

эмоциональной.

Проблемой просодической стороны речи занимались выдающиеся ученые

(В. М. Бехтерев, Н. А. Власова, В. А. Гринер, В. А. Гиляровский,

Н. С. Самойленко, Ю. А. Флоренская, Е. В. Чаянова и др.). Они подчеркивали,

что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и

эстетическое воспитание ребенка.

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр

и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения

различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и

эмоций.

Основные компоненты просодической стороны речи.

Рассмотрев структурные компоненты просодической стороны речи, мы все

же остановимся на тех компонентах, особенности которых целесообразно

рассмотреть у детей 5-6 лет на первом году обучения, а именно: речевое

дыхание; темпо-ритмическая организация речи; интонация; голосовые

модуляции (сила и высота голоса); тембр речи.

Выделенные нами структурные компоненты просодической стороны речи у

детей дошкольного возраста с дизартрией имеет свои особенности, а именно:

речевое дыхание чаще всего верхнеключичное;

речевой выдох ослаблен;

речь монотонна, маловыразительна;

темп речи замедленный или ускоренный;

ритм нарушен при восприятии или воспроизведении;

голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют; 

голос либо тихий, либо чрезмерно громкий;

тембр чаще низкий;

Формирование просодической стороны речи осуществляется в комплексе с

формированием других сторон речи (звукопроизношение, лексико-

грамматический строй речи, связная речь, и т. д.) и проводится на

логопедических занятиях: по развитию речи, по коррекции

звукопроизношения, на этапах постановки, дифференциации, автоматизации

звуков и логоритмических занятиях.

Основными принципами коррекционной работы с детьми с дизартрией

являются: последовательность, поэтапность, системный подход, учет структуры

дефекта, раннее начало работы.

Этапы работы.

I этап (подготовительный) целью которого является формирование и развитие

базовых компонентов мелодико-интонационной стороны речи.

Знакомство с новым материалом, его восприятие, усвоение детьми, знакомство

со способами выполнения заданий.

II этап (основной). Его цель - формирование и коррекция просодической

стороны речи и развитие способностей детей самостоятельно выполнять

задания.

III этап (заключительный). Цель- закрепление материала, автоматизация его во

фразовой речи.

Направления работы на этапах.

На I этапе выделены следующие направления работы :

1. Выработка правильных дыхательных кинестезий

- нормализация тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры путем

проведения массажа и двигательной гимнастики.

- дифференциация ротового вдоха и выдоха

- дифференциация носового и ротового дыхания

-формирование силы, целенаправленности и длительности воздушной струи с

использованием общепринятых упражнений: сдувание ватки с ладони,

задувания свечи, упражнений с воздушными фломастерами.

2. Выработка правильных фонационных кинестезий.

- формирование фонации на выдохе (произнесение фонемы «м» на мягкой атаке

и нахождение более комфортного звучания голоса)

- увеличение времени фонации (пропевание на одном выдохе ряда из гласных

звуков, при этом фонация сочетается с движениями рук, так как дети с

двигательной патологией следят за правильностью движений, отвлекаясь от

голосоподачи.)

-формирование координации дыхательных, фонационных и артикуляционных

кинестезий (Пропевание слогов и слоговых рядов на одном выдохе.)

3. Развитие модуляций голоса по силе и высоте.

Упражнения проводятся путём подражания звучанию различной высоты с

опорой на движение руки или графическое изображение.

Пример: по развитию силы голоса «Приближение самолёта» - усиление силы

звука.

4. Коррекция ритма

- формирование восприятия и воспроизведения элементарных ритмических

компонентов и комплекса ритмических структур.

Упражнения: Инструкции: «Послушай, сколько было ударов и покажи

карточку», «послушай, сколько было ударов и повтори за мной»

(Воспроизведение).

Направления работы II этапа :

1. Постановка продуктивных схем дыхания (формирование и автоматизация

нижнерёберного типа дыхания).

Упражнения: Работа с воздушными фломастерами, направлена на

автоматизацию силы, направленности и длительности воздушной струи.

Кроме этого, Упр. На задувание свечей – на одном выдохе – длительность и

экономное расходование выдыхаемого воздуха, под удары метронома –

внутренняя ритмичность дыхательных движений.

Упр. На развитие речевого дыхания – Вдох – руки вверх, выдох – руки

медленно опускаются и произносятся нараспев слоги, слова, фразы из 2-4 слов.

2. Развитие силы и высоты голоса

Упражнение: Счет с постепенным увеличением высоты голоса

или увеличением его силы на одном выдохе. (Например, на картинке куст с

помидорами помидоры разного размера, чем больше помидор, тем громче

должен звучать голос.)

3. Развитие ритмической стороны речи

- обучение восприятию-воспроизведению акцентированных и не

акцентированных ударов с целью формирования представлений об

интенсивности акустического звука.

- развитие ритмического чувства речевых движений.

Упражнения: чтение стихов с двусложным ритмическим рисунком (ямб, хорей,

сопровождающиеся ритмическим плавным дерижированием.

4. Формирование мелодико-интонационной стороны речи.

-знакомство с различными видами интонации, дифференциация их в

импрессивной речи и формирование базы для перевода в экспрессивную речь

(произнесение ряда гласных с различной интонацией. АОУИ.)

Упражнение: Выделение из текста вопросительного предложения путем показа

карточки.

- формирование представлений о логическом ударении

Упражнение: Логопед спрашивает, выделяя голосом из предложения наиболее

важное слово – ребёнок отвечает. (Вы мне сегодня звонили)

Направления работы III этапа :

1. Развитие просодической стороны речи.

-Формирование и дифференциация различных интонационных структур в

экспрессивной речи.

Упражнение: Отработка различных интонационных конструкций с

интонационным центром в разных позициях.

Работа проводится на материале считалок, диалогов, сказок.

- развитие воспроизведения логического ударения

Упражнение: Логопед просит произнести фразу, выделяя голосом сначала

первое слово, потом второе и т. д.

- автоматизация полученных навыков в практической деятельности.

Упражнение: Чтение текстов-диалогов по ролям, разыгрывание сценических

диалогов.

Работа по коррекции просодической стороны речи у детей тогда считается

завершённой, когда дети используют просодическое оформление в

экспрессивной речи.

Публикации по теме:

Бинарное занятие по развитию речи и коррекции эмоциональной сферы детей «За кулисами театра» Цель: тренировка навыков саморегуляции и самокоррекции эмоциональной сферы. Задачи: Помогать осваивать выразительные средства языка (сравнения,.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Обследование звуковой стороны речиОбследование звуковой стороны речи Обследование звуковой стороны речи детей (3-6л.)в нашем детском саду проводится сначала учебного года - в сентябре. Предлагаю ребёнку.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Особенности предметного и сюжетного рисования у детей со стертой дизартрией Особенности предметного и сюжетного рисования у детей со стертой дизартрией Составитель: учитель-логопед Рубанова Д. А. Изобразительная.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией
Опубликовано: 1 июня 2022 в 11:53
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Петелько (УИ 207750) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД