Наталья Петрова
Особенности проявления стрессов у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
В последние несколько десятилетий изучение стресса стало одной из наиболее популярных тем в психологической науке и практике. Актуальность данной проблематики очевидна. Не подлежит сомнению, что все возрастающая интенсивность и напряженность современной жизни проявляются на психологическом уровне в увеличении частоты возникновения негативных эмоциональных переживаний, реакций во время педагогического процесса и приводит к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний. В свою очередь это вызывает увеличение риска развития целого ряда заболеваний стрессовой этиологии - «болезней стресса».
Публикация «Особенности проявления стрессов у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Стресс, стессоустойчивость. Профилактика, тренинги
- Темочки
В последнее время отмечается повышенный интерес к стрессам, связанным с трудовой деятельностью педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено тем, что профессиональные стрессы могут нарушить дееспособность организации, приводя к потере кадровых ресурсов. Негативно сказываясь как на конкретных людях (педагогах) - их соматическом и психическом состоянии, так и на внутренней организационной среде, стрессы на работе влияют на продуктивность деятельности работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации в целом.
Профессия педагога дошкольного образования (особенно работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья) относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов, самообладания и саморегуляции. По данным социально-демографических исследований труд педагога (педагога-воспитателя) входит в число наиболее напряженных в эмоциональном плане видов деятельности.
Поэтому изучение стрессоустойчивости педагога является одной из наиболее актуальных научно-практических задач.
Это и обусловило цель нашего исследования - изучить особенности проявления стресса в деятельности педагога дошкольного образования, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с целью определены объект и предмет исследования:
Объект исследования–стрессы в педагогической деятельности.
Предмет исследования - особенности проявления стрессов у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Дать понятие психологическому здоровью человека;
2. Охарактеризовать принципы, вызывающие и провоцирующие нарушение психического здоровья человека;
3. Проанализировать проблему стресса в психолого-педагогической литературе;
4. Выявить влияние профессиональных факторов на психологическое здоровье педагога-воспитателя, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме стресса в психологии и педагогике; обобщение и систематизация опыта ученых.
Здоровье педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья – это эффективность его профессиональной деятельности – психическое здоровье воспитанников. Это и есть, один из перспективных подходов к решению вышеназванной научно и социально значимой проблемы. Таким образом задача сохранения и укрепления профессионального здоровья педагогов является одной из первоочередных.
Приоритетным направлением в решении этой задачи должна стать актуализация восприятия педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности. Другим важным направлением должно стать изменение отношения к проблеме и активная позиция в отношении здоровья у каждого педагога.
Мною было проведено экспериментальное исследование
Целью моего исследования является выявление особенностей проявления стрессов у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для реализации данной цели мною были сформированы две экспериментальные группы на базах МБДОУ № 207 Октябрьского района города Красноярска и МБДОУ № 56 Советского района города Красноярска. В 1 экспериментальную группу вошли педагоги, работающие с детьми с сохранным развитием, а во 2 – педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В каждой экспериментальной группе по 10 человек.
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью анкетирования и опроса. Для диагностики использовались следующие методики: индекс жизненной удовлетворенности, методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина, методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана.
В результате исследований выявлено противоречие. Воспитатели детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья при высоком уровне жизненной удовлетворенности показали высокий уровень реактивной тревожности, особенно личностной и высокий уровень невротизации, что свидетельствует о проблемах личностно- профессионального здоровья педагогов.
При этом в группе воспитателей детей дошкольного возраста с сохранным развитием, наоборот, при низком уровне жизненной удовлетворенности, отмечаются умеренные показатели развития реактивной тревожности и невротизации.
Итак, основная психологическая проблема в профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми с ОВЗ - это периодически возникающее состояние напряженности, связанное с необходимостью внутренней перестройки на определенное поведение, мобилизации всех сил на активные и целесообразные действия, влияющее на адаптацию или стрессоустойчивость педагога.
Особенности условий работы педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья не выделены так как мало литературы по исследуемой проблеме, никто не изучает уровень напряжения труда педагогов работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.