Лариса Николаевна Королькова
Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых детских слов и заканчивается развитием связной речи - умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. Ребенок черпает первые представления об окружающей его материальной среде с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем. Для младших дошкольников слова действительно являются вторыми оригиналами действительности, а первыми - образы окружающего его мира, т. е. язык развивается наглядно-действенным путем. Чтобы ребенок принял названия, он должен видеть предметы, с которыми они связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако на первом месте -вещь как предмет познания и речи. Органы внешних чувств - орудие познания. В развитии речи они играют важнейшую роль. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Формирование речи неразрывно связано с постижением вещей. И наоборот, окружающая ребенка действительность - это неисчерпаемый источник, который должен быть использован для обогащения языка.
Публикация «Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ребенок испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом. Он способен повторять слова, но, как правило, недостаточно хорошо понимает их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления. Для детей с ограниченными возможностями, например, детей с нарушением зрения характерны вербальные (словесные, не подкрепленные чувственным опытом) представления. Нарушения в соотнесении образа и слова, слова и практического действия можно предупредить, организуя коррекционные занятия, в ходе которых дети будут познавать различные предметы, их качества и свойства на основе двигательно-кинетических ощущений, памяти и речи.
Таким образом, компенсаторная функция речи как средства познания направлена на активизацию познавательной деятельности, а постепенное накопление предметно-практических знаний обогащает словарь.
В результате обследования таких детей можно выделить ряд задач:
- Развивать способность понимать речь окружающих людей, расширять ориентировку в пространстве, углублять внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, учить обозначать их словами.
- Формировать перцептивные действия и полисенсорные способы анализа предметного мира.
- На основе активного использования сохранных анализаторов, чувственного и опосредованного восприятия окружающего мира стимулировать остаточное зрение, учить приемам и способам «видения» существенных свойств и качеств предметов (форма, цвет, величина, расположение в пространстве, обозначать их словом, самостоятельно использовать новые слова в речи; побуждать высказывать свои мысли, развивать разговорную речь.
Следовательно можно определить следующее направления работы.
- Организация коррекционно-развивающей среды в группе и кабинете тифлопедагога.
- Ежеквартальное обследование детей, анализ его результатов и выводы (последующая рекомендация педагогам в какие игры, упражнения, литературные произведения наиболее эффективны для решения поставленных задач).
-Разработка комплекса коррекционных игр, направленных на активизацию чувственного познания и речи.
Рекомендую использовать игры и упражнения на развитие слухового восприятия
=-«Кто разбудил Мишутку?». В той игре учить различать знакомые голоса без зрительного анализатора.
=«Замри». Здесь мы учим выполнять действия согласно тексту.
=«Колпачок и палочка». Продолжаем учить различать звуки и по звуку узнавать одну из трех игрушек: погремушку, неваляшку, барабан.
Предлагаю использовать так же игры и упражнения на развитие слуха.
=«Слушаем погоду». Учим слышать и узнавать стук капель по стеклу, завывание ветра, вой метели, скрип снега под ногами.
«Где прячется звук». Дать представление о том, что у каждой вещи есть свой голос - он живет практически в любом предмете.
«Что ты слышишь». Учим выделять звуки, характерные для определенного места ( на кухне: стук посуды, шипение готовящегося блюда на плите, плеск воды; в группе: ходьба, кашель, разговоры; в умывальной: полоскание горла, течение воды из крана, фырканье).
Необходимо использовать игры на различение ритмичности звучания, выполнять задания согласно ритму (частые или редкие хлопки, топот ног, моргание глаз).