Приложение МААМ

Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Лариса Николаевна Королькова
Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых детских слов и заканчивается развитием связной речи - умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. Ребенок черпает первые представления об окружающей его материальной среде с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем. Для младших дошкольников слова действительно являются вторыми оригиналами действительности, а первыми - образы окружающего его мира, т. е. язык развивается наглядно-действенным путем. Чтобы ребенок принял названия, он должен видеть предметы, с которыми они связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако на первом месте -вещь как предмет познания и речи. Органы внешних чувств - орудие познания. В развитии речи они играют важнейшую роль. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Формирование речи неразрывно связано с постижением вещей. И наоборот, окружающая ребенка действительность - это неисчерпаемый источник, который должен быть использован для обогащения языка.

Публикация «Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Ребенок испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом. Он способен повторять слова, но, как правило, недостаточно хорошо понимает их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления. Для детей с ограниченными возможностями, например, детей с нарушением зрения характерны вербальные (словесные, не подкрепленные чувственным опытом) представления. Нарушения в соотнесении образа и слова, слова и практического действия можно предупредить, организуя коррекционные занятия, в ходе которых дети будут познавать различные предметы, их качества и свойства на основе двигательно-кинетических ощущений, памяти и речи.

Таким образом, компенсаторная функция речи как средства познания направлена на активизацию познавательной деятельности, а постепенное накопление предметно-практических знаний обогащает словарь.

В результате обследования таких детей можно выделить ряд задач:

- Развивать способность понимать речь окружающих людей, расширять ориентировку в пространстве, углублять внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, учить обозначать их словами.

- Формировать перцептивные действия и полисенсорные способы анализа предметного мира.

- На основе активного использования сохранных анализаторов, чувственного и опосредованного восприятия окружающего мира стимулировать остаточное зрение, учить приемам и способам «видения» существенных свойств и качеств предметов (форма, цвет, величина, расположение в пространстве, обозначать их словом, самостоятельно использовать новые слова в речи; побуждать высказывать свои мысли, развивать разговорную речь.

Следовательно можно определить следующее направления работы.

- Организация коррекционно-развивающей среды в группе и кабинете тифлопедагога.

- Ежеквартальное обследование детей, анализ его результатов и выводы (последующая рекомендация педагогам в какие игры, упражнения, литературные произведения наиболее эффективны для решения поставленных задач).

-Разработка комплекса коррекционных игр, направленных на активизацию чувственного познания и речи.

Рекомендую использовать игры и упражнения на развитие слухового восприятия

=-«Кто разбудил Мишутку?». В той игре учить различать знакомые голоса без зрительного анализатора.

=«Замри». Здесь мы учим выполнять действия согласно тексту.

=«Колпачок и палочка». Продолжаем учить различать звуки и по звуку узнавать одну из трех игрушек: погремушку, неваляшку, барабан.

Предлагаю использовать так же игры и упражнения на развитие слуха.

=«Слушаем погоду». Учим слышать и узнавать стук капель по стеклу, завывание ветра, вой метели, скрип снега под ногами.

«Где прячется звук». Дать представление о том, что у каждой вещи есть свой голос - он живет практически в любом предмете.

«Что ты слышишь». Учим выделять звуки, характерные для определенного места ( на кухне: стук посуды, шипение готовящегося блюда на плите, плеск воды; в группе: ходьба, кашель, разговоры; в умывальной: полоскание горла, течение воды из крана, фырканье).

Необходимо использовать игры на различение ритмичности звучания, выполнять задания согласно ритму (частые или редкие хлопки, топот ног, моргание глаз).

Публикации по теме:

Знакомим с пейзажем детей и подростков с ограниченными возможностями здоровьяЗнакомим с пейзажем детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Работая с детьми и подростками с ограниченными возможностями, хочется сделать всё возможное, чтобы помочь им адаптироваться в социуме. Организуя.

Физкультурный досуг для детей 5–6 лет с ограниченными возможностями здоровья «Наш хвастунишка Карлсон» Физкультурный досуг для детей 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья. «Наш хвастунишка Карлсон» Задачи: • Формирование у детей интереса.

Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи и,.

Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная реабилитация получила в последние годы большое.

Консультация «Психологическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья» Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) даёт возможность посещения дошкольниками.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУПсихолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Одной из задач нашего детского сада является расширение образовательного пространства за счет включения детей с ограниченными возможностями.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра (изостудия) Чем бы ни занимался.

Развлекательное мероприятие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ежели вы вежливы» Цель мероприятия: создание благоприятных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья для усвоения норм и правил поведения в.

Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья (МБДОУ № 22 "Сказка", г. Сургут, ХМАО-Югра). Образовательная деятельность.

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 3 декабря 2015 в 19:40
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Николаевна Королькова (УИ 396806) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД