Эльмира Наринян
Методические рекомендации по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,добродушен и открыт.
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребёнка- он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка допускает лишь своих!
(Калиман Н. А.)
Публикация «Методические рекомендации по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Особые дети — это дети с разными нарушениями развития, иначе их сейчас принято называть детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Термин «ОВЗ» вытесняет из широкого употребления термины “аномальный ребенок”, “ребенок с нарушениями в развитии”, “ребенок с отклонениями в развитии».
В силу ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ.
В категорию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья входят дети с разными нарушениями развития:
-слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта поведения и дети с и комплексными нарушениями развития.
Дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения встречаются практически в каждой группе ДОУ. Это гиперактивные, расторможенные, с гиперопекой, неврозами, страхами, повышенной тревожностью, утомляемостью, с нарушениями навыков общения и самообслуживания.
Так, результаты диагностики детей ДОУ показали, что из 356 воспитанников 102 (29%) составляют дошкольники с ограниченными возможностями здоровья (данные на 2015/2016 уч. г.) Приложенин1.
Исследования среди педагогов и родителей с целью выявления трудностей, испытываемыми ими в обучении и воспитании детей с ОВЗ, показали следующие результаты:
незнание приемов и методов при работе с детьми с ОВЗ выявлено у 75% педагогов;
невозможность осуществлять индивидуальный подход к детям с ОВЗ из-за большого количества детей в группах детского сада(95%) ;
низкий темп работы детей с ОВЗ при проведении образовательной деятельности отметили 85% педагогов.
У детей с ОВЗ в процессе освоения программы и в общении со сверстниками часто встречаются следующие затруднения :
очень низкий темп выполнения заданий;
постоянная нужда в помощи взрослого;
отсутствие мотивации к познавательной деятельности
низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
низкий уровень развития речи, мышления (классификация, сравнение, аналогии);
трудности в понимании инструкции;
нарушения координации движений;
низкая самооценка и повышенная тревожность;
высокий уровень психомышечного напряжения;
низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.
При анкетировании родителей были выявлены следующие трудности у детей с ОВЗ :
незнание психологических возрастных особенностей развития ребенка;
некомпетентность в использовании приемов и методов в воспитании особого ребенка;
трудности в адаптации ребенка к группе детского сада и т. д.
В связи с этим перед всеми участниками образовательного процесса ДОУ встаёт вопрос о психолого- педагогическом сопровождении детей с ОВЗ, которое рассматривается как оказание помощи детям в познании окружаю-щего мира, самих себя и других людей, исходя из их потенциальных возможностей. В центре сопровождения находится личность ребенка, а «сопровождающими» выступают ближайшее окружение ребенка: родители, педагоги
Основные направления коррекционной психолого - педагогической работы с детьми с ОВЗ:
Диагностическое направление.
Психолого-медико-педагогическая диагностика позволяет:
своевременно выявить детей с ОВЗ;
выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
определить оптимальный педагогический маршрут;
обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в дошкольном учреждении;
спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
определить условия воспитания и обучения ребёнка;
консультировать родителей ребёнка.
Коррекционно-развивающее направление.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
• развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (по средствам арт - терапии, сказкотерапии, пескотерапии, мандалотерапии и др.);
• развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
• формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
• формирование и развитие социальных навыков и социализации.
Состояние детей с ОВЗ, их индивидуальные особенности чрезвычайно вариабельны, и поэтому программы психологического сопровождения должны быть индивидуализированы.
Консультативно - просветительское и профилактическое
направление.
Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Организация взаимодействия психолога с педагогами и специалистами ДОУ.
Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия педагога с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации образовательной деятельности.
Формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразными:
занятия и семинары по ключевым проблемам развития ребенка с ОВЗ и его особым образовательным потребностям;
заседания ПМП консилиума с участием педагога-психолога, учителя-логопеда, музработника, инструктора по физическому воспитанию, медика и других специалистов;
подготовка и проведение тематических родительских собраний, индивидуальных консультаций, мастер – классов, семинаров-практикумов.
Организация взаимодействия психолога с родителями.
На индивидуальных и групповых консультациях с родителями проведение совместного обсуждения хода и результатов коррекционной работы. Анализ факторов положительной динамики развития ребенка, выработка рекомендаций по преодолению возможных проблем. Приложение 2.
Организационно – методическое направление.
Данное направление деятельности педагога - психолога включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.
Подводя итог, можно констатировать, что в настоящее время в практической психологии выделилось и конкретизировалось направление психологического сопровождения детей с ОВЗ. Оно имеет специфические цели и задачи, обусловленные перечисленными в начале статьи особыми образовательными потребностями детей данной категории и моделями интеграции, позволяющими в максимальной степени реализовать потенциальные возможности этих детей в сфере социализации и овладения знаниями.
Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является определение организационно-технологических, содержательных основ и разработка инструментария сопровождения такого ребенка, обеспечивающих успешную дальнейшую интеграцию. Для развития ребенка, имеющего ОВЗ, необходимо создание условий, при которых он мог бы осваивать процессы, связанные с социализацией. Это организация детской деятельности и создание специально созданной среды в ДОУ. Эта среда представляет собой единство всех участников образовательного процесса, а также создание психологической помощи, поддержки и обеспечения с целью преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребенка.
Для того, чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, необходима углубленная диагностическая работа. Обучение и воспитание данной категории детей будет эффективным только в том случае, если оно строится с учетом результатов углубленного психолого-педагогического обследования.