Папки-передвижки

Особенности приобщения детей дошкольного возраста к русской литературе и культуре

Татьяна Бочкова
Особенности приобщения детей дошкольного возраста к русской литературе и культуре
▼ Скачать + Заказать документы

Жизнь человечества в XXI веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных, нравственных качеств». Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Публикация «Особенности приобщения детей дошкольного возраста к русской литературе и культуре» размещена в разделах

В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям. Необходимы не только разработанные специалистами, глубоко продуманные концепции и программы, но и признание процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка. Приоритет книги в человеческой жизни, уважение к ней, к человеку читающему и, как следствие, много знающему должно всячески демонстрировать и воспитывать в ребенке, начиная с дошкольного детства, а не со школьных лет, как это было ранее. Процесс чтения и понимания текста, вдумчивого к нему отношения не только способствует восприятию целостной картины мира, но и служит духовному единению людей вне наций, рас, религий, сословий и т. д., учит толерантности, взаимопониманию и взаимоуважению.

Сама действительность поставила перед нами проблему объединения усилий всех категорий взрослых для полноценного участия в жизни ребенка. В контактах с малышом мы, взрослые, ищем новые принципы, новое содержание общения в том случае, если хотим стать ребенку родным человеком, другом, собеседником, опытным посредником между ним и окружающим его миром. Мы опускаемся перед ним «на корточки», чтобы стать ближе, вглядеться в него, понять его проблемы и сделать их своими.

Первостепенная задача взрослых — сделать ребенка грамотным читателем.

Грамотный, или талантливый, как его называет С. Я. Маршак, читатель — это читатель, воспринимающий текст согласно авторскому замыслу, постигающий его смысловую и художественную сущность, видящий его как произведение искусства, это читатель, умеющий обращаться с книгой, найти нужную для себя книгу, извлечь из нее информацию.

Зачастую у взрослых, как специалистов в области дошкольного воспитания, так и не имеющих отношения к нему, складывается неправильное представление о понятии «грамотный читатель». Их воображение создает образ малыша, измученного упражнениями в технике чтения и анализе книг, в запоминании множества фактов, терминов, имен.

Между тем сама проблема заключается не в понятии «грамотный читатель», а в готовности взрослого реализовать ее. Сделать ребенка грамотным читателем в дошкольном детстве вовсе не означает научить его читать, заставлять его анализировать прочитанное по всем канонам филологической науки.

Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, не лениться читать, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств, и тогда он и не заметит, как и когда рядом с ним вырастет содержательный и глубокий человек.

Прежде чем начать работу с родителями и детьми воспитатель должен обдумать, усвоить, принять несколько положений:

1. Он сам должен глубоко и искренне осознавать проблему чтения как общегосударственную задачу развития культуры, науки, благосостояния нации.

Почему так? Потому что, не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Человек читающий умеет пользоваться информацией, исследовать ее. В наше время умение извлечь информацию, способность принимать правильное и быстрое решение на основе ее анализа ценится как высокое профессиональное достижение.

Чтение — это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Задумайтесь:

Идея «Сказки о рыбаке и рыбке» у А. Пушкина родилась в процессе чтения сборника немецких народных сказок, собранных братьями Гримм. Таких примеров множество.

2. Воспитатель должен быть убежден в том, что детская литература, которую он каждодневно читает ребенку, — это настоящее искусство, у которого свой объект изображения - ребенок, детство, детская жизнь, своя тематика и специфика.

3. Воспитатель должен знать, что детская литература лежит в основе базовой культуры личности. Прислушаемся тому, что по этому поводу говорит знаток и критик детской литературы М. Петровский: читатель из ребенка вырастет или не вырастет, но «прочитанное им в детстве, прочитанное им в детстве может оказаться единственным его литературным багажом — и единственной точкой культурного пересечения с другими его соотечественниками. Для тех же, кто, вырастая делается читателем, прочитанное в детстве превращается в пожизненную базу культурного развития. Так или иначе через: детскую литературу проходят все. Следовательно, прочитанное в детстве — общая, свойственная всем и усвоенная всеми часть общенационального богатства - его самая демократическая часть. При таком подходе резко меняется ценностный статус детской литературы. Из чего-то симпатичного, но несерьезного и второстепенного она возводится в ранг основоположения национальной культуры»

4. Воспитателю нужно знать самому и объяснять родителям, что литература оказывает на человека латентное (скрытое, не проявляющееся сразу воздействие. Приобщая ребенка к литературе, взрослому придется рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды.

5. В процессе общения с детской литературой взрослый человек (и воспитатель, и родитель) заметит, как меняется он сам, как меняются его взгляды на природу детства, на ребенка, на детское произведение, как все то, что в общении с ребенком ранее казалось незначительным, наполнится глубоким смыслом, будет воспринято по-иному.

6. Необходимо убедить родителей в том, что общение ребенка с художественным текстом должно быть ежедневным.

Только осознав, обдумав ранее сказанное, воспитатель может начинать работу с детьми и родителями.

Публикации по теме:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством народных игр Тема моего доклада: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игры». Свою деятельность я построила так,.

Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре 1слайд Тема моего самообразования: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» срок реализации.

Что использовать в работе для приобщения детей к художественной литературе?Что использовать в работе для приобщения детей к художественной литературе? Художественная литература служит могучим средством воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры ГБДОУ «Детский сад №89 компенсирующего вида» группа № 3 «ПОЧЕМУЧКИ» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: «Народное творчество.

Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры ГБДОУ «Детский сад №89 компенсирующего вида» группа № 3 «ПОЧЕМУЧКИ» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: «Народное творчество.

Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе. «Книга, быть может, - наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего».

Проект «Приобщения дошкольников к русской народной культуре» Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение центр развития ребенка – детский сад №21 «Незабудка» Образовательный проект «Приобщение.

Создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно-нравственному воспитанию В настоящее время наше общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Материальные ценности доминируют над духовными. С экранов.

Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к русской народной культуреТеатрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре Театральное искусство на протяжении всей истории человечества и цивилизаций всегда было связано со стремлением человека к миропознанию.

Традиции семейного чтения. «Рецепты» приобщения к художественной литературе с раннего возраста Наши дети подросли и стали более активны. И в возрасте 2-3 лет его невозможно заставить сидеть на оном месте, слушать историю и смотреть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности приобщения детей дошкольного возраста к русской литературе и культуре
Опубликовано: 21 июля 2017 в 05:59
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности приобщения детей дошкольного возраста к русской литературе и культуре» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бочкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД