Елена Гнусенкова
Что использовать в работе для приобщения детей к художественной литературе?
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература служит могучим средством воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Как отмечалось ранее, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, родителям проще включить телевизор, посадить ребенка с планшетом. Чем прочитать книгу. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.
В таких условиях трудно заставить ребенка взять в руки книгу.
Публикация «Что использовать в работе для приобщения детей к художественной литературе?» размещена в разделах
Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная.
Мы определили эффективные формы работы в этом направлении :
1. Формирование уголков чтения
2. Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей
3. Создание «Книжной больницы», прививает детям теплое отношение к книге
4. Выставки детских рисунков и поделок по мотивам прочитанных произведений
5. Книги – самоделки
6. На родительских собраниях родители делились опытом как они приучают детей к чтению
Нами использовались все эти формы работы по приобщению детей к художественной литературы, но их реализация не была бы возможна без использования различных методов и средств по приобщению детей к художественной литературе.
1. Словесные (чтение произведений, вопросы по содержанию, пересказ, беседа, прослушивание записи)
2. Практические (элементы инсценировки, драматизации, театрализованные игры, использование различных видов театра, игровая деятельность)
3. Наглядный (показ иллюстраций к произведениям, картинок, игрушек, движение пальцами, руками. Просмотр мультфильмов, оформление выставок)
В первую очередь это чтение литературных произведений. Рассматривание иллюстраций, картинок, просмотр мультфильмов. На протяжении приобщения к литературе, например, организовывались выставки по произведениям писателей (К. И. Чуковский,
по русским народным сказкам
По этим темам изготавливали рисунки, делали выставки работ, расскрашивали героев различных сказок.
Самое интересное над чем нам приходилось работать это обсуждение одной и той же сказки в разных изданиях. Вот например сказка «Гуси - лебеди» «Заюшкина избушка», или «Колобок». Мы рассматривали и прочитывали сказку с разных книг, обсуждали героев, рассматривали картинки, сравнивали. Дети отмечали наиболее интересную для них интерпретацию сказки. Отмечали характер героев, новых персонажей.
Но наше сравнение было не только между русскими народными сказками, нам так же удавалось находить произведения зарубежных народов.
В своей работе я пользовалась методом составления сказок, как “Каталог”. Метод разработан профессором Берлинским. Его суть в построение связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных героев, предметов, действий и т. д
Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги:
Задавали любой вопрос, ребенок находит ответ наугад в книге, ответы собираются в сюжет. Таким образом получается своя сказка, составленная из других совершенно не похожих, дети придумывают ей название, пересказывают. Выполняется продуктивный вид деятельности и рассказ сказки дома.
Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми.
Еще в работе мы использовали метод рекомендованный Л,Н. Толстым. Составление предложения с несколькими данными словами. Нами прочитывалась сказка, из нее выбиралось три – четыре слова и детям предлагалось составить предложения. Не повторяя друг друга. Это способствовало обогащению словаря и формированию грамматического строя речи.
Наряду с этим, мы так же хорошо знакомое нам произведение, мы пытались представить с другой оконцовкой. Например «три поросенка». А что будет если волк окажется добрым? Или какой была бы сказка если у наф – нафа не было бы прочного дома? И т. д. и уже в старшем возрасте давалось домашнее задание проиллюстрировать с новой концовкой.
Так же в работе принимали участие и родители детей. В работе с родителями мы так же использовали разнообразные методы:
1. Чтение художественной литературы дома литературы дома
2. Анкетирование родителей воспитанников
3. Консультации
4. Рассматривание иллюстраций, картин
5. Посещение библиотек
6. Просматривание фильмов, мультфильмов
7. Изготовление игрушек, макетов по произведениям
8. Оформление дома книжных уголков
Большое внимание уделяли консультациям для родителей. Создавались семейные библиотеки, где с просьбой принести любимые книги родители совместно с детьми приносили в группу разнообразную литературу. Мы ее рассматривали, обсуждали. Дети рассказывали о своей любимой книге или сказке.
Для обогащения литературного уголка, в группе детского сада, была проведена акция «Книга для детей», в которой родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку группы.
Но сказки мы не только обсуждали, но и сочиняли сами. Вот например в прошлом году дети, совместно с родителями придумывали сказку про капельку, тем самым составляя сказку, иллюстрируя ее дети приобщались к художественной литературе. Затем у нас получилась целая книга про капельку с различными историями. Так же изготавливали книгу про то как провели лето. Каждая страничка была со своей историей.
Мы так же изготавливали книжки – малышки для младших детей по сказкам «колобок», «курочка ряба», совместно с воспитателем.
Сотрудничали и с музыкальным руководителем я выбрала конкретную сказку «Петушок и бобовое зернышко».
Здесь была проведена предварительная работа, организована непосредственная образовательная деятельность. Так же работа с родителями, которая заключалась в иллюстрировании сказки, совместно с детьми, изготовлении атрибутов и некоторых декораций. Работа музыкального руководителя заключалась в прослушивании песенок про петушка, курочку, различных мелодий. Что то дети пели, играли в музыкальные игры.
Заключительной частью данного мероприятия была драматизация сказки «Петушок и бобовое зернышко», младшим детям.
Использовали в своей работе и театрализованную деятельность, применяя различные виды театров.
Но не стоило забывать, как отмечалось ранее, что приобщение к художественной литературе тесно связано с развитием речи, поэтому нами так же проводилось большое количество речевых игр, которым уделялось не мало место. Играли и изображая сказочных героев. Например, показать хитрую лису, испуганного зайца, злого волка.