Дина Попова
Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Театральное искусство на протяжении всей истории человечества и цивилизаций всегда было связано со стремлением человека к миропознанию. Театр всегда считался могущественной силой духовного воздействия на людей. В других видах искусства зритель воспринимает только результат творчества. В театре же зритель не только присутствует при самом творческом процессе, но и принимает в нем участие, сопереживает.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка – это путь через фантазирование, сочинительство, игру.
Игра - это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В этом и заключаются развивающие возможности театрализованных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Театрализованные игры или игры-драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств детской личности самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. На существование особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие психологи. Они подчеркивали, что основной смысл игры заключается в разнообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте.
Подтверждения этому можно найти в работах известного отечественного ученого И. М. Сеченова, который доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка. Принимая участие в театрализованной игре, ребенок берет на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними. И конечно же большую роль играют русские народные сказки. Ведь они– важная часть жизни наших предков.
Для детей сказка – это удивительная, но вымышленная история о волшебных предметах, чудовищах и героях. Однако если посмотреть глубже, то становится понятно, что сказка – это уникальная энциклопедия, отражающая быт и нравственные устои любого народа.
Сказки обладают мощнейшей воспитательной силой. Народные сказки о животных учат бережному отношению к братьям нашим меньшим. Стоит также отметить, что русские сказки бытового характера включают в себя такие слова, как "барин", "мужик". Это пробуждает в ребенке любопытство. С помощью сказок можно заинтересовать ребенка историей. Каждый персонаж имеет свой уникальный характер и олицетворяет определенные качества, такие как храбрость, добросердечие, отзывчивость и благородство.
Дошкольник при проигрывании роли какого-нибудь сказочного персонажа приобщается к русской народной культуре.
Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времён, я пришла к выводу о необходимости приобщения дошкольников к живительному источнику народной мудрости.
При разработке системы работы учитывался обязательный минимум по формированию художественно-эстетических и художественно-творческих способностей детей.
Отличительной чертой моей системы является то, что в процессе реализации используется театрализованная деятельность, так как она является одним из ведущих видов детского творчества.
Система работы включает в себя:
- Диагностику по театрализованной деятельности;
- Создание предметно-пространственной среды;
- Взаимодействие с семьёй с целью развития интереса к духовно-нравственному воспитанию детей;
- Создание перспективного плана, в который включены занятия, упражнения по театрализованной деятельности, а также произведения малых фольклорных форм.
- Весь процесс обучения является творческим, исследовательским и носит воспитательный характер.
Литература:
1. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду [Текст] / Е. В. Мигунова. – М. : Сфера, 2009. – 128с.
2. Русские народные сказки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.skazka.com.ru/articles/geroi-russkih-narodnih-skazok. – Загл. с экрана. (1.03.16).
3. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников[Текст] /Э. Г. Чурилова. – М. : Владос, 2003. – 160с.